Лингвистика. Язык в современном мире. Учебно-исследовательские работы школьников Особенности выбора темы и научного руководства Вилл Н. И. ГОУ Лицей 1553 «На Донской»
Недостаток знаний о науке о языке у школьников Необходимость проведения ознакомительного курса - введения в языкознание Насущность постоянного научного руководства и помощи учащимся
Выбор темы Важно: выбрать интересную и посильную для учащегося тему Верно сформулировать цель и задачи исследования Избегать излишне обобщенных формулировок тем
Лексикология и лексикография Относительная простота и связь с курсом русского языка в школе Большие возможности для проведения самостоятельной работы по сбору и интерпретации материала
Примерная тематика работы по лексикологии и лексикографии Наблюдения над функционированием отдельных групп лексики (устарелые слова, профессионализмы, окказионализмы, неологизмы, заимствования) Синонимия, антонимия, пополнение синонимов и антонимов, пути их возникновения
Примерная тематика работ по орфоэпии Наблюдения над изменением произносительных норм Смещение ударения: тенденции и изменения Грамматические явления в орфоэпических нормах
Ономастика, топонимика, антропонимика, зоонимика Происхождение фамилий, прозвищ, названий. Наблюдение разных типов номинаций, выделение наиболее частотных Выявление социально-культурных и др. факторов, влияющих на выбор номинации
Связь лингвистических тем с компонентами школьной программы Фонетика Словообразование Морфология Синтаксис Стилистика
Результаты: Приобретение учащимися новых теоретических знаний и практических умений Углубление имеющихся познаний, выявление межпредметных связей Дальнейшее развитие интеллектуального потенциала молодых, их социализация