Система межведомственного электронного взаимодействие и перевод государственных и муниципальных услуг на предоставление в электронной форме Докладчик: Ведущий специалист – эксперт отдела и информатизации и информационных систем Фомичев Роман Владимирович (3022) мая 2013 года
Оперативный уровень Стратегический уровень Управленческий уровень Организация государственного управления Президент, Глава Администрации, Министр, Руководитель департ. Главы Администраций, Министры, Руководители департаментов Служащие Информация собирается снизу вверх по командной цепочке Принятые решения передаются сверху вниз 2
Сбор исходной информации об объектах управления Информация собирается снизу вверх по командной цепочке ПРИМЕР: Процесс подготовки управленческих решений и управленческой отчетности 3
Сбор сопутствующей информации Информация собирается снизу вверх по командной цепочке ПРИМЕР: Процесс подготовки управленческих решений и управленческой отчетности 4
Проблемы: -Каждая стрелка – бумажный документ - Источник и получатель – человек - Дублирование данных - Дублирование запросов - Противоречивость данных -Сложность поиска информации - … ПРИМЕР: Процесс подготовки управленческих решений и управленческой отчетности Информация собирается снизу вверх по командной цепочке 5
6 Обмен информацией между органами власти через запросы
Сбор исходной информации об объектах управления Использование ИКТ: Передача исходных данных в электронном виде непосредственно в базы данных ПРИМЕР: Процесс подготовки управленческих решений и управленческой отчетности (Электронное правительство) 7
Использование ИКТ: Запрос информации из единственного источника по общим правилам и технологиям (СМЭВ) ПРИМЕР: Процесс подготовки управленческих решений и управленческой отчетности (Электронное правительство) 8 СМЭВ Электронный административный регламент (ЭАР) – административный регламент, полностью реализованный с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).
9 Обмен информацией между органами власти через единую информационную систему управления ОМСУ … ФОИВ 1 ФОИВ 2 ФОИВ N ФОИВ N+1 ОМСУ … РОИВ … Казначе йство РОИВ 1 Пенсион ный фонд РОИВ 2 Росстат ФНС РОИВ N+1 Роструд ФТС Росздравн адзор ФОИВ … ОМСУ … РОИВ … ОМСУ … РОИВ … Субъекты России
10 Орган власти N Орган власти 1 Орган власти 2 Орган власти N+1 Собираем справки и согласования Обращаемся за услугой Государственные услуги предоставлялись так: Проблемы: - Межведомственное взаимодействие «ногами клиента» - Длительные сроки - Непредсказуемость рез-та - Зависимость от «усмотрения» отдельного чиновника и др. заявитель
11 Орган власти N Орган власти 1 Орган власти 2 Орган власти N+1 Органы власти самостоятельно собирают справки и согласования Сейчас предоставляются так: заявитель Обращаемся за услугой Проблемы: - Дублирование данных и запросов - Противоречивость данных - Сложность поиска информации - Геометрическое увеличение объема документов - Длительные сроки - Непредсказуемость результата - Зависимость от «усмотрения» отдельного чиновника - Отсутствие инструментов контроля исполнительской дисциплины
- это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. (Федеральный закон 210-фз от 27 июля 2010 года) Предоставление государственных имуниципальных услуг в электроннойформе Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме 12
13 СМЭВ Использование ИКТ: Автоматизированное исполнение электронного административного регламента государственной услуги Заявитель Портал Государственных услуг Многофункциональные центры оказания услуг, агенты Центры телефонного обслуживания ИОГВ и ОМСУ Альтернативные каналы обращения за услугой Информационно-справочная система поддержки оказания услуг (реестры услуг, кабинеты операторов и др.) ЦОД Эл.адм.регл. Мониторинг, корректировка, претензионная работа СУБД Предоставление услуг в электронном виде Электронный административный регламент (ЭАР) – административный регламент, полностью реализованный с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).
Многофункциональные центры оказания услуг, агенты ИОГВ и ОМСУ Орган власти N Орган власти N+1 Орган власти 2 Орган власти 1 ЦОД Информационно-справочная система поддержки оказания услуг (реестры услуг, кабинеты операторов и др.) СМЭВ Эл.адм.регл. 1. Создается система межведомственного электронного взаимодействия, к которой подключаются все органы власти. Определяются алгоритмы взаимодействия специалистов в данной системе. Подготовка запросов и ответов осуществляется непосредственно специалистами. 2. В органах власти внедряются информационные системы (базы данных и электронные административные регламенты), обеспечивающие сбор и обработку данных (поддержку деятельности). Подготовка запросов и ответов осуществляется автоматически с использованием сведений из баз данных. 3. Создается Центр обработки и хранения данных, интегрируемый с системой межведомственного электронного взаимодействия, в который переносятся информационные системы. На этом этапе подготовка запросов и ответов не осуществляется. Сбор всех данных и подготовка результата осуществляется автоматически. Электронное взаимодействие с заявителем Междведомственное взаимодействие 14 Электронная услуга Заявитель Центры телефонного обслуживания Портал Государственных услуг Альтернативные каналы обращения Предоставление услуг в электронном виде
15 Результаты автоматизации Производственные процессы на заводах Все агрегаты собирались из готовых деталей в процессе ручной сборки группой специалистов Все агрегаты собираются на конвейере автоматически. Процесс координирует и производит контроль качества отдельный специалист Подготовка управленческих решений и управленческой отчетности в органах власти Информация собирается непосредственно специалистами из разных источников. Осуществляется сбор основной и сопутствующей информации. Недостатки: - «перегруз» среднего и высшего звена за счет отсутствия горизонтальных связей; - дублирование запросов, искажение информации в результате ее движения по иерархии; -противоречивость данных, получаемых из разных источников; - сложность поиска информации; - информация хранится в виде бумажных документов. Информация накапливается в базах данных, которые интегрированы в единое защищенное информационное пространство. Доступ к информации осуществляется в рамках установленных полномочий, в том числе с использованием горизонтальных связей. Многие учетные задачи (бух-кий и мат-ный учет, налоговое планирование, контроль и т.д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Типовые отчеты формируются автоматически информационными системами в соответствии с определенными в них алгоритмами. Роль должностных лиц - своевременное внесение сведений в базы данных, их последующая актуализация, и контроль формируемых отчетных документов. Предоставление услуг в органах власти Заявитель собирает справки (документы) и осуществляет согласования в различных ведомствах самостоятельно. Недостатки: - межведомственное взаимодействие «ногами клиента»; - длительные сроки подготовки документов и оказания услуг; - непредсказуемость результата; - зависимость от «усмотрения» должностного лица; - отсутствие альтернативности мест получения услуг. Информация накапливается в базах данных, которые интегрированы в единое защищенное информационное пространство. Заявителю предоставлена возможность альтернативности получения услуг посредством подсистем электронного правительства: -портала государственных услуг; -центра телефонного обслуживания; - многофункционального центра оказания услуг. Услуги оказываются за счет автоматизированного исполнения электронных административных регламентов. Роль должностных лиц - контроль правильности оказания государственных и муниципальных услуг.
Основные результаты автоматизации государственных процессов оптимизация, регламентация функций (услуг), услуг организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг; оптимизация численности государственных (муниципальных) служащих, работников организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг; оптимизация расходов бюджетов на исполнение функций (предоставление услуг); оптимизация межведомственного взаимодействия, исключение дублирования информации; создание необходимого и достаточного набора персонализированных сервисов для гражданина, связанных с получением государственных (муниципальных) услуг; повышение эффективности планирования конкретных мероприятий в сфере реформирования государственного (муниципального) управления; улучшение основных показателей деятельности органов исполнительной власти в соответствии с потребностями и ожиданиями населения. 16
Спасибо за внимание! 17