О качестве образования Качество образования выпускников – определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми результатами Качество образования – соответствие цели и результата, мера достижения цели, при том, что цель задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциальных возможностей ученика Качество образования – «качественные изменения» в учебном процессе и в окружающей обучающихся среде, которые можно зафиксировать как улучшение знаний, умений и ценностей
Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.
Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемый в интересах личности и общества («Российская педагогическая энциклопедия») Если - смысл образования заключается в обеспечении социализации личности ТО - важный показатель качества образования – способность обучаемых самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта
Если – образование понимается как процесс, осуществля- емый в интересах личности и общества ТО – одним их показателей качества образования становятся затраты личности и общества на достижение необходимых результатов Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемый в интересах личности и общества («Российская педагогическая энциклопедия»)
Инновация – комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей Инновация является средством развития педагогической системы
Изменение целей школьного образования Переход от попыток создать «портрет выпускника» на основе описания всех социально значимых качеств личности к выявлению таких личностных качеств, которые будут иметь наиболее существенное значение для социализации и индивидуализации личности в быстро меняющемся обществе и которые могут быть развиты в условиях школы; Переход от ориентации на научное описание мира к ориентации на развитие у обучаемых способности объяснять явления действительности, оценивать явления социальной и духовной жизни Переход от ориентации на формирование умения решать учебные проблемы к ориентации на развитие способности решать проблемы в других сферах деятельности
Условия достижения новых образовательных результатов Педагогические Расширение образовательного пространства обучающихся (за счет овладения иностранным языков, информационными технологиями, приемами работы с внешкольными источниками информации; Расширение круга изучаемых проблем (прежде всего экономических и правовых); Расширение видов познавательной деятельности, увеличение доли поисковой и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе
Организационно-дидактические Увеличение времени на самостоятельную работу учащихся в классе, том числе за счет использования новых форм организации образовательного процесса; Отказ от ориентации на успеваемость как главный принцип организации образовательного процесса; обеспечение возможности разнотемпового и разноуровневого обучения; Переход к профильному обучению в старших классах; Изменение предмета, критериев и способов оценивания образовательной деятельности учащихся; акцентирование качественных оценок и оценивания продуктивной деятельности учащихся; Переход к системе независимой итоговой аттестации учащихся Условия достижения новых образовательных результатов
Методические условия Конкретизация целей школьного образования в требованиях к уровню подготовки выпускников; согласование требованиям по разным образовательным областям на основе единого подхода к формулированию этих требований; Отбор минимума обязательного для изучения всеми учащимися содержания образования, достаточного для обеспечения их функциональной грамотности и общекультурной компетентности; Определение содержания профильного обучения в старших классах, необходимого для повышения уровня предпрофессиональной подготовки; Разделение обязательного для изучения материала на инвариантный и вариативный; Разделение материала, обязательного для усвоения, на материал, который подлежит запоминанию, и который надо уметь находить в учебных и справочных изданиях Условия достижения новых образовательных результатов
Приоритетные управленческие проблемы процесса становления и развития нового качества образования I. Система работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения в условиях обновления качества образования Проектирование необходимых изменений в деятельности педагогов Разработка программ развития профессионально-личностной компетентности педагогов Подбор средств мотивации педагогов на обновление собственной работы Формирование и формулирование новых требований, запросов к системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов Инициирование внесение изменений в систему аттестации педагогических кадров
II. Взаимодействие с родителями учащихся и местным сообществом в целях формирования критериев нового качества образования Разработка и апробации механизмов формирования критериев качества образования на основе общественного запроса Изучение и освоение опыта вовлечения общественности в школьное самоуправление Разработка программ системы «повышения квалификации» родителей; поиск способов ее организации Определение миссии образовательного учреждения по отношению к образовательной территориальной среде (социокультурное образовательное пространство)
III. Организация для каждого обучающегося наиболее благоприятного образовательного маршрута Изучение потенциала и освоение тьюторской модели взаимоотношений ученика и учителя в свете современного качества образования Работа по выявлению особенностей, потенциальных возможностей и мотивов учащихся в образовательном процессе Использование потенциала предпрофильной подготовки и профильного обучения Изучение и освоение опыта конструирования индивидуального учебного плана обучающихся (ИУП) Изучение и освоение опыта выхода за рамки классно-урочной системы в условиях коллективного обучения Изучение и освоение формирования классов и учебных групп, составления учебного расписания в условиях индивидуализации образовательного процесса Изучение и освоение технологий формирования и развития компетенции выбора обучающихся
IV. Модернизация системы оценивания и педагогической диагностики Изменение концепции оценивания образовательных достижений учащихся Освоение альтернативных систем оценивания Изучение опыта мониторинга в широкомасштабном эксперименте Освоение наиболее эффективных форм диагностики, применяемых при мониторинге широкомасштабного эксперимента Освоение и применение элементов процедуры ЕГЭ при текущем оценивании Разработка и применение технологий «портфолио» Разрушение «монополии» образовательного учреждения в оценке учебных достижений учащихся (МЭК; ЕГЭ и др.)
V. Применение новых программно-дидактических средств и технологий в целях достижения нового качества образования Курсы по выбору для учащихся основной ступени обучения школы Элективные курсы для учащихся старшей школы Проектные образовательные технологии Модульно-блочные технологии Изучение и освоение опыта новых образовательных технологий Информационно-компьютерные технологии
VI. Изменение структуры образовательной сети как средство достижения нового качества образования Объединение ресурсов в муниципальной образовательной сети Разработка и освоение механизмов ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с другими учреждениями в целях совершенствования качества образования