Международные медико- санитарные правила (2005) и роль лабораторий в эпиднадзоре
Система управления качеством ОрганизацияПерсонал Оборудование Закупка и инвентарный учет Контроль процессов Управление информацией Документы и записи Управление нештатными ситуациями Оценка Улучшение процессов Обслуживание клиентов Помещения и инфраструктура, безопасность Международные медико-санитарные правила 2
3 Краткая история международных медико-санитарных правил (ММСП) 1851: первая международная санитарная конференция, Париж 1951: первые международные санитарные правила (МСП) приняты странами- членами ВОЗ 1969: МСП заменены международными медико- санитарными правилами (ММСП) 1995: призыв пересмотреть ММСП 2005: ММСП (2005) приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения 2006: Всемирная ассамблея здравоохранения утверждает голосованием вступление ММСП в силу с июня 2007
Международные медико-санитарные правила 4 Цель и сфера применения ММСП Предотвратить международное распространение болезней, предохранить от него, контролировать его и принимать ответные меры Установить единый свод процедур и практики в отношении установленных мер общественного здравоохранения
Международные медико-санитарные правила 5 Основные изменения в ММСП (2005) Расширенная сфера охвата: уведомлять о всех крупных событиях, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение Уведомление Национальными координаторами по ММСП Национальные основные возможности для выявления и ответных мер Система управления событиями в реальном времени
Международные медико-санитарные правила 6 Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение Определение (Статья 1): «чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, означает экстраординарное событие, определяемое настоящими Правилами, как: (i) представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и (ii) могущее потребовать скоординированных международных ответных мер»
Международные медико-санитарные правила 7 Схема принятия решений Приложение 2 Правил – это схема, инструктирующая государства, как определить, представляет ли собой событие чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, о которой должна быть уведомлена ВОЗ
Международные медико-санитарные правила 8 О каких событиях следует уведомлять ВОЗ? Является ли серьезным воздействие события на здоровье населения? Является ли событие необычным или неожиданным? Имеется ли существенный риск распространения в международных масштабах? Имеется ли существенный риск ограничений для международных перевозок и торговли?
Международные медико-санитарные правила 9 Требования к основным возможностям Страны должны иметь основные возможности для того, чтобы «выявлять, уведомлять и принимать ответные меры», в целом, в отношении рисков и в транспортных узлах, в частности: Приложение 1A: требования к основным возможностям в области эпиднадзора и ответных мер Приложение 1B: требования к основным возмож- ностям в отношении определенных аэропортов, портов и наземных транспортных узлов
Международные медико-санитарные правила 10 Возможности на трех уровнях 1. на местном уровне 2. на промежуточном уровне ответных мер общественного здравоохранения 3. на национальном уровне
Международные медико-санитарные правила 11 Возможности на национальном уровне Возможности для оценки и уведомления: (a) производить оценку всех сообщений о неотложных событиях в течение 48 часов; и (b) незамедлительно уведомлять ВОЗ (в течение 24 ч, если событие оценено как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение) через Национального координатора по ММСП Возможности для ответных мер общественного здравоохранения: (a) – (h) определять меры контроля, оказывать поддержку, обеспечивать прямую оперативную связь и т.д.
Международные медико-санитарные правила 12 Национальные координаторы по ММСП «Каждое государство-участник назначает или учреждает Национального координатора по ММСП Национальные координаторы по ММСП должны быть доступны в любое время для связи с Контактными пунктами ВОЗ по ММСП ВОЗ назначает Контактные пункты по ММСП, которые будут доступны в любое время для связи с Национальными координаторами по ММСП» (Статья 4)
Международные медико-санитарные правила 13 Поддержка государств-участников По просьбе государств-участников ВОЗ будет координировать предоставление им международной помощи для поддержки их мероприятий Через глобальную сеть оповещения о вспышках заболеваний и ответных действиях у государства-участника, где произошла вспышка, будет доступ к более чем 120 партнерам по сети По просьбе государства-участника, где произошла вспышка, ВОЗ будет тесно и конфиденциально с ним работать по подтверждению и оценке рисков и организации ответных действий
Международные медико-санитарные правила 14 Глобальная сеть оповещения о вспышках заболеваний и ответных действиях «Сеть сетей» 120 организаций и сетей, которые объединяют ресурсы для оповещения о вспышках заболеваний, ответных действий и ежедневной оценки вспышек заболеваний Быстрая помощь (идентификация, подтверждение, обмен информацией) Готовность к вспышкам заболеваний в мировом масштабе и стратегия ответных действий
Международные медико-санитарные правила 15 Роль лабораторий в контексте ММСП Слова «лабораторный», «лаборатория» используются 6 раз, в 5 разделах ММСП (2005) Выявление предоставление лабораторных данных – если имеются – как сигнал раннего оповещения (Прил. 1) Оценка событий (недостаточные лабораторные возможности = серьезное событие) (Прил. 2) Уведомление ВОЗ (постоянный обмен информацией о лабораторных результатах) (Статья 6) Ответные меры (лабораторный анализ проб, в стране или с помощью сотрудничающих центров) (Прил. 1) Рекомендации ВОЗ в отношении лиц могут включать любые лабораторные анализы (Статья 18)
Международные медико-санитарные правила 16 Основные требования – суть (1) Национальный координатор лабораторий по ММСП для обеспечения координации лабораторной системы Перечень лабораторных мощностей в стране Назначение лабораторий для надзора и ответных действий с ясными ролями и ответственностью Сбор, упаковка и транспортировка проб Сотрудничество с зарубежными сотрудничающими центрами, если в стране отсутствуют соответствующие мощности
Международные медико-санитарные правила 17 Прицельное внимание к обеспечению качества: соответствие референс-лабораторий международным стандартам разработка национальных программ по обеспечению качества успешное участие в программе (программах) Внешней оценки качества Основные требования – суть (2)
Международные медико-санитарные правила 18 ключевой компонент программы координации ММСП уникальный ресурс для региональных и национальных Бюро ВОЗ Предоставляет государствам-участникам: обучение лабораторных специалистов программы обеспечения качества в лабораториях лабораторные стандарты и рекомендации инструменты оценки лабораторных мощностей в рамках ММСП укрепление систем эпиднадзора Бюро ВОЗ в Лионе
Международные медико-санитарные правила 19 Даты ММСП май 2005 Всемирная ассамблея здравоохранения приняла пересмотренные ММСП 15 июня 2007 ММСП вступили в силу и являются обязательными для 194 государств-участников Страны–члены оценивают и улучшают свои основные возможности для эпиднадзора и уведомления 2012 основные возможности имеются и действуют Для дополнительной информации смотрите сайт:
Вопросы? Комментарии? ОрганизацияПерсонал Оборудование Закупка и инвентарный учет Контроль процессов Управление информацией Документы и записи Управление нештатными ситуациями Оценка Улучшение процессов Обслуживание клиентов Помещения и инфраструктура, безопасность Международные медико-санитарные правила 20