Проблемы организации межбюджетных отношений между муниципальными образованиями и субъектом РФ Ережепов Айдарбек Оразаевич Тюменский государственной нефтегазовый университет Институт менеджмента и бизнеса Кафедра маркетинга и муниципального управления Тюмень, 2011
Арсенал инструментов МБО Установление нормативов отчислений от определенных налогов в бюджеты всех уровней Разграничение доходных источников Передача расходных обязательств и ресурсов, необходимых для их исполнения, с одного уровня бюджетной системы на другой Распределение доходных обязательств Средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Межбюджетные трансферты
Условия предоставления МБТ из бюджетов субъектов РФ в бюджеты муниципальных образований 10% МО не имеют права превышать установленные ВИО государствен- ной власти субъекта РФ нормативы расходов на оплату труда де- путатов, выборных должностных лиц МСУ, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов МСУ 30% МО не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных законодательством к полномочиям органов МСУ 70% 1) Соглашение с финансовым орга- ном субъекта РФ о мерах по повыше- нию эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов местного бюджета 2) Проверка соответствия требовани- ям бюджетного законодательства РФ п роекта местного бюджета на оче- редной финансовый год 3) Не реже одного раза в 2 года – внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта РФ 30% 70% 10% ++ + дотационность, % дополнительные условия
Структура доходов муниципальных районов Тюменской области п/п Муниципальный район Общие доходы, тыс. р. Собственные доходы, тыс. р. Межбюджетные трансферты, включаемые в собственные доходы, тыс. р. Доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах, % 1Абатский муниципальный район370686, , ,0 2Армизонский муниципальный район270471, , ,2 3Аромашевский муниципальный район238020, , ,8 4Бердюжский муниципальный район248406, , ,6 5Вагайский муниципальный район492148, , ,5 6Викуловский муниципальный район414816, , ,1 7Голышмановский муниципальный район443435, , ,8 8Исетский муниципальный район540264, , ,5 9Ишимский муниципальный район613623, , ,2 10Казанский муниципальный район482615, , ,2 11Нижнетавдинский муниципальный район433500, , ,8 12Омутинский муниципальный район283449, , ,6 13Сладковский муниципальный район273596, , ,6 14Сорокинский муниципальный район251951, , ,5 15Тобольский муниципальный район486655, , ,6 16Тюменский муниципальный район , , ,3 17Уватский муниципальный район , , ,3 18Упоровский муниципальный район350602, , ,9 19Юргинский муниципальный район270683, , ,5 20Ялуторовский муниципальный район328354, , ,1 21Ярковский муниципальный район345286, , ,1
МБТ, предоставляемые из областного бюджета Тюменской области бюджету Омутинского муниципального района ( гг.), тыс. руб. Формы трансфертов Источник финансирования Год план Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов Субвенции на исполнение государственных полномочий Региональный фонд компенсаций Субсидии Региональный фонд софинансирова- ния расходов Иные формы Итого МБТ
Безвозмездные поступления в бюджет Омутинского муниципального района в гг., тыс. руб.
Безвозмездные поступления в бюджет Омутинского муниципального района в гг. ( гг. план), тыс. руб.
Доходы областного бюджета Тюменской области в 2009 г., тыс. руб.
Негативные черты существующей системы МБО 1) низкое обеспечение покрытия расходных обязательств местного самоуправления потенциалом доходной базы муниципалитета; 2) слабая мотивация органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала муниципалитетов ввиду высокого уровня централизации налоговых доходов в региональные бюджеты; 3) рост зависимости муниципалитета от финансовой помощи, оказываемой региональной властью; 4) переход к преобладанию преимущественно трансфертного регулирования межбюджетных отношений, основанного на предоставлении муниципалитету финансовой помощи в форме дотаций, субсидий и субвенций по передаваемым местному самоуправлению полномочиям.