Откуда мы знаем....
Откуда мы знаем....
Авторитаризм
ОписаниеОписание Принятие мнений специалистовПринятие мнений специалистов Часто встречаемый способ для основания знанияЧасто встречаемый способ для основания знания Авторитаризм
ПользаПольза Практический способПрактический способ Авторитаризм
ПроблемыПроблемы 1. Нет конечного слова Авторитаризм
ПроблемыПроблемы 2. Разногласие Репутация ? Число ? Время ? Авторитаризм
Исключение других способов познавать истину Проблемы Авторитаризм
Репутация Люди могут ошибатьсяЛюди могут ошибаться
Число Большинство может ошибатьсяБольшинство может ошибаться
Время Обращение к прагматизмуОбращение к прагматизму
Эмпиризм
Эмпиризм Описание «Твердый» «Мягкий» –Знание через органы чувств
–Ум как «чистый листочек». Эмпиризм Описание
–Все знание либо прямо воспринимается через чувства, либо извлекается из прошлого опыта. Эмпиризм Описание
–Популяризировался в XVII-XVIII веках в Англии. –Главные сторонники: Эмпиризм История Давид Юм ( гг.) Джон Лок ( гг.)
Приобретение знания через чувства неоспоримо. Эмпиризм Польза
Объяснение происхождения существующих Ненужное ограничение знания Эмпиризм Проблемы
Объяснение происхождения существующих Ненужное ограничение знания Эмпиризм Проблемы Закон «причина-следствие»
Предположения существование мира объективность в восприятии Эмпиризм Проблемы
Констатация «универсалов» Эмпиризм Проблемы
Универсал КНИГА
СТУДЕНТ Универсал
Констатация «универсалов» Понимание «частностей» зависит от знания «универсалов» Эмпиризм Проблемы
Исключение других способов познавать истину Эмпиризм Проблемы
Теории восприятия Реализм –Прямое восприятие реальности Дуализм –Восприятие идеи предмета, вызванных предметом Идеализм –Восприятие идеи – это реальность целиком
Теории восприятия Реализм –Прямое восприятие реальности Вопрос иллюзии Дуализм –Восприятие идеей, вызванных реальности Основа для проверки идеей Идеализм –Восприятие идеей – это реальность целиком Противоречит сознанию
Мистицизм
Описание Мистицизм –Знание посредством лучного внутреннего переживания. –Есть «духовные органы чувств» –Духовное переживание само- подтверждающееся
Описание Мистицизм –Достижение знания Неспособность ума Неспособность слов
–Главные сторонники Плотин (III век н.э.)Плотин Блез Паскаль ( гг.)Блез Паскаль Фридрих Шлиермакер ( гг.)Фридрих Шлиермакер Рудольф Отто ( гг.)Рудольф Отто Карл Барт ( гг.)Карл Барт История Мистицизм
–Главные сторонники Серен Кьеркегор ( гг.)Серен Кьеркегор История Мистицизм
Пользы Мистицизм Ударение на личные взаимоотношения с Богом
Нужна внешняя проверка Противоречия в переживаниях Проблемы Мистицизм
Распознание истины Проблемы Мистицизм
Личное откровение не исключает других способов познания. Проблемы Мистицизм
Плотин Окончательная реальность находится за пределами знаний и всех концепций. Эманации (излучения) от высочайшего реала.
УмДуша Аскетизм Созерцание Соединение Материя Неоплатонизм Плотин
Шлиермакер Непосредственное ощущение или чувство Бесконечного Неописуемое переживание – поведение – мышление – вн. чувства Дисциплины –этика –наука –религия
Шлиермакер Расхождение из-за интерпретации переживания Чувство зависимости от Бога из «О Религии»
Паскаль Извращение ума падшего человека Восприятие истины сердцем Вера для спасения тоже в сердце Основа логичных аксиом из «Penseés»
Барт Неоортодоксия Божья трансцендентность Божье особенное откровение Личная встреча с Богом
Отто Ощущение Божьей святости Смешенное переживание –великий страх –удивление и увлечение Переживание частично описуемо из «The Idea of the Holy»
Кьеркегор Этапы жизни: (1) эстетический (2) этический (3) религиозный
Кьеркегор Этапы жизни: (1) эстетический (2) этический (3) религиозный Вера не в доктрину, а в Личность. Не понимание Бога, а подчинение Ему.
Кьеркегор «Христианство опирается на субъективность. Истина существует только в субъективности, если она вообще существует». (Postscripts, c. 116)
1.Первый этап -- это эстетическая жизнь Наслаждение удовольствием Но человеку надоест такая жизнь Кьеркегор
2.Второй этап -- жизнь по закону. Но исполнение невозможно Кьеркегор
3.Третий этап -- прямое общение с Богом Оставить закон и объективное знание Прыжок веры Личное водительство Богом Кьеркегор
Фидеизм
–Знание принято верой –Нет рационального основания Описание Фидеизм
Система необоснованна и невозможно проверять. Опасность заблуждаться Приверженцы фидеизма защищают свою теорию логичными доводами. Проблемы Фидеизм
Трудно убеждать других Доверия – это не «слепая вера» Проблемы Фидеизм
Прагматизм
–Истина – это то, что работает или приносит пользу. –Сходно с методологией в научных дисциплинах Описание Прагматизм
–Главный сторонник – Виллиям Джеймс (XVIII – XIX века) История Прагматизм
Предварительность в заключениях Полная уверенность невозможна Прагматизм Проблемы
Прагматизм Требуется всеведение Разные варианты могут равносильно работать Определение выражения «это работает» Пренебрежение меньшинством
Исключение других способов познавать истину Проблемы Прагматизм
Рационализм
Описание Рационализм –Знание основано на разуме-логике –Логичная дедукция имеет своим результатом полную уверенность.
–Концепция «фундаментализм» первичные принципы (аксиомы) все знают по интуиции неоспоримы Описание Рационализм
–Концепция «объективизм» Реальность можно правильно анализировать при помощи разума реальность логична Описание Рационализм
–Концепция «эксклюзивизм» В реальности логичных противоречий нет Описание Рационализм
–Расхождения Получение знания через органы чувств? Ограничение разума Описание Рационализм
–Правила логики – Аристотельлогики –Развитие системы рационализм Рене Декарт ( )Рене Декарт Бенедикт Спиноза ( )Бенедикт Спиноза Готфрид Лейбниц ( )Готфрид Лейбниц Фома Аквинский (1225–1274) История Рационализм
Связь логичности и существования Проблемы Логичность реальности Рационализм
Основа для первичных принципов (аксиом) Проблемы Расхождение по поводу т.н. «неоспоримых аксиом» Рационализм
Субъективность в «самоочевидности» Полная уверенность в знании Проблемы Рационализм
Логика может проверять идеи Польза Гайслер Н. Л. Боккино П. «Логика сама по себе не помогает нам найти истину, она помогает только выявить ошибки» «То, что истинно, должно быть логичным, но то, что логично, не обязательно истинно». Рационализм
Трактат Аристотеля «Логика» Основные принципы, или «первопринципы». Закон тождества -- А = А, а не Б Закон противоречия – предмет не может быть А и не-А в то же время и в том же смысле. Логика
Трактат Аристотеля «Логика» Основные принципы, или «первопринципы». Закон исключенного третьего = утверждение не может быть и истинным, и ложным. Логика
«Логика – это порядок, который разум обнаруживает в размышлениях о мышлении». Логика Гайслер, Н. Л. Боккино, П.
Декарт Два свойства ума приводят к познанию истины: –Интуиция: самоочевидные и неоспоримые аксиомы –Дедукция: верное заключение выходит из верных, логично составленных посылок Методология
Декарт Поиски истины-знания путем «методологическое сомнение» Методология
Декарт Посылка: Я могу сомневаться во всем. Посылка: Только человек, который думает, может сомневаться. Посылка: Человек должен существовать, чтобы уметь думать. Вывод: Я думаю, поэтому я существую! из Meditations on First Philosophy, I Методология
Посылка: Некоторые мысли приходят к уму извне, как мысль о совершенном Существе. Посылка: Все реальные явления (напр. мысль о Боге) имеют свою причину в реальности (т.е. от Бога). Вывод: Поэтому Бог существует! Аргумент за существование Бога из Meditations on First Philosophy, IIIДекарт
Посылка: Бог (по определению) абсолютно совершенное Существо. Посылка: Совершенное Существо не имеет никакого недостатка. Посылка: Несуществование – это недостаток. Вывод: Поэтому Бог существует! Аргумент за существование Бога из Meditations on First Philosophy, IIIДекарт
Посылка: Есть у меня в уме представление об окружающем мире. Посылка: Совершенный Бог не будет обманывать меня по этому поводу. Посылка: Я не воображаю мира Вывод: Поэтому окружающий мир существуют! Аргумент за существование вещей из Meditations on First Philosophy, IIIДекарт
Спиноза Следовал методологии Декарта –Обнаружение истины посредством интуиции и дедукции –Начинает не с своего существования, а с существования Бога –Его понимание Бога – пантеистическое Методология
Спиноза Посылка: Что-то существует. Посылка: Существующее либо ограничено, либо неограниченно. Посылка: То, что дает ограниченным существующим их существование, должно быть большим, т.е. неограниченным. Вывод: Неограниченное существо (Бог) существует! Аргумент за существование Бога из Эитка, часть 1
Лейбниц Методология Следовал методологии Декарта –Обнаружение истины посредством интуиции и дедукции. –Все составляется единицами под названием «монады» –Они похожи на атомы, но состоят чисто из энергии.
Посылка: Все существующее имеют причину своего сущест- ия. Посылка: Невозможно, что этот процесс причинения не имеет начала. Посылка: Обязательно, что существует беспричинное существо. Вывод: Это существо мы называвм Богом! Аргумент за существование Бога Лейбниц
Разум –Существование Бога –Этические стандарты Откровение –Троица Разум ограничен Фома Аквинский
Закон противоречия «Реальность не логична» «Реальность логична» Логичность реальности
Основополагающий аксиомы бездоказательны Самоочевидные заявления не надо обосновывать. Основа для основополагающих аксиом
Самоочевидность – когда подлежащее «находится» в сказуемом. Субъективность в «самоочевидности» «Существо существует» «Все следствия имеют причину»
Тот факт, что предложение не самоочевидно всем не обязательно означает, что оно не такое. Субъективность в «самоочевидности»
Систематическая непротиворечивость
Предпочитаем мировоззрение, лучше всего соответствующее реальности. Описание Систематическая непротиворечивость
Элементы данного мировоззрения принимаются без доказательства Описание Систематическая непротиворечивость
Проверка мировоззрения –Логичность (отсутствия противоречий) –Соответствие жизненному опыту Описание Систематическая непротиворечивость
Описание «Принимается... система мышления, которая логична, последовательна и соответствует историческим данным». Систематическая непротиворечивость Энциклопедия христианской апологетики Проверка мировоззрения
Разные мировоззрения сравниваются по «правилам рациональности»: –все объемность –совместимость –сплоченность Систематическая непротиворечивость Описание Проверка мировоззрения
Элемент В Элемент И Элемент А Элемент ГЭлемент Д Элемент З Элемент Б Элемент Ж Элемент Е Все объемность Сплоченность Совместимость
Наиболее разумная система -- наилучшая. Систематическая непротиворечивость Описание Проверка мировоззрения
Сравнение успехов соперничающих мировоззрений в практической жизни Наиболее успешная система -- наилучшая. Систематическая непротиворечивость Описание Проверка мировоззрения
Эдвард Карнэлл (1919–1967) История Систематическая непротиворечивость
–Больше одного мировоззрения может объяснить реальность. HEISNOWHERE Проблемы Систематическая непротиворечивость
–Больше одного мировоззрения может объяснить реальность. Проблемы Систематическая непротиворечивость
–Непредвзятость в оценивании Проблемы Систематическая непротиворечивость
–Всеведение нужно, чтобы правильно оценивать «успех» некоего мировоззрения. Проблемы Систематическая непротиворечивость
–Лучше использовать для обнаружения неверных мировоззрений Польза Систематическая непротиворечивость
«Широкий» фундаментализм –Главный сторонник – Алвин Плантига –Обращение к «здравому смыслу» для установления аксиом. Описание
Проблемы «Широкий» фундаментализм
Божественное откровение
Божье слово как основа для истины Описание Божественное откровение
Бог надежный источник –верный –истинный –всезнающий Польза Божественное откровение
Предположения –Бог –Христианство –Библия Полезно после демонстрации вышеупомянутых Проблемы Божественное откровение
Вопрос истолкования Писания Проблемы Божественное откровение
Признание Гайслер Н. Л., Файнберг П. Introduction to philosophy: a Christian perspective. – Grand Rapids, Michigan: Baker, Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Reymond R. L. The Justification of Knowledge. – Phillipsburg, New Jersey: Presbyterian and Reformed Pub., – 159 c. Гайслер Н. Л., Файнберг П. Introduction to philosophy: a Christian perspective. – Grand Rapids, Michigan: Baker, Щелчок над углом возвращает в исходный слайд Признание
Гайслер Н. Л., Файнберг П. Introduction to philosophy: a Christian perspective. – Grand Rapids, Michigan: Baker, Гайслер Н. Л. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, – 393 c. Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Stumpf S. E. Socrates to Sartre: a history of philosophy. – 4-е изд. – New York: McGraw-Hill, c. Фотография из Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Stumpf S. E. Socrates to Sartre: a history of philosophy. – 4-е изд. – New York: McGraw-Hill, c. Фотография из Гайслер Н. Л., Файнберг П. Introduction to philosophy: a Christian perspective. – Grand Rapids, Michigan: Baker, Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Фотография из Гайслер Н. Л., Файнберг П. Introduction to philosophy: a Christian perspective. – Grand Rapids, Michigan: Baker, Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер, Н. Л. Боккино, П. Непоколебимые основания / Пер. с англ. Ев. Устинович и Ек. Устиновича. – Симферополь: Крым-Фарм- Трейдинг, 2003.– 399 с. Гайслер Н. Л. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, – 393 c. Фотография из Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер, Н. Л. Боккино, П. Непоколебимые основания / Пер. с англ. Ев. Устинович и Ек. Устиновича. – Симферополь: Крым-Фарм- Трейдинг, 2003.– 399 с. Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер, Н. Л. Боккино, П. Непоколебимые основания / Пер. с англ. Ев. Устинович и Ек. Устиновича. – Симферополь: Крым-Фарм- Трейдинг, 2003.– 399 с. Фотография из Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер Н. Л. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, – 393 c. Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер Н. Л. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, – 393 c. Фотографии из freedom.com Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Фотографии из freedom.com Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер Н. Л. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, – 393 c. Фотография из Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер Н. Л. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, – 393 c. Гайслер Н. Л. Baker encyclopedia of Christian apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker Books, 1999). Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Признание Гайслер Н. Л. Baker encyclopedia of Christian apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker Books, 1999). Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Reymond R. L. The Justification of Knowledge. – Phillipsburg, New Jersey: Presbyterian and Reformed Pub., – 159 c. Признание Щелчок над углом возвращает в исходный слайд
Теории познания Авторитаризм Рационализм Эмпиризм Мистицизм Прагматизм Фидеизм Систематическая последовательностьСистематическая последовательность Божественное откровение