Студента 54 «Фин» Козлова П.В. Инновации на рынке ценных бумаг.
Под инновациями в широком смысле слова понимается процесс разработки и внедрения технологических, управленческих, информационных новшеств.
При характеристике инновационного продукта учитываются следующие параметры: - новизна предлагаемого инновационного продукта; -преимущества перед другими продуктами, присутствующими на рынке; - перспективы дальнейшего его усовершенствования и продвижения на рынок; - способы внедрения на рынках, институциональная структура данного инновационного продукта.
Примером эффективного освоения инноваций является фондовый рынок, на котором широкое распространение получила такая новая технология, как Интернет-торговля.
Потенциальному клиенту-инвестору предоставляются следующие виды услуг в режиме «он-лайн»: -торговые операции с финансовыми инструментами – покупка и/или продажа акций, облигаций, валюты и пр.; -неторговые операции - оперативный перевод собственных средств (денег или ценных бумаг) на любой требуемый счет, в том числе и осуществление безналичных платежей в другую организацию; - отчетность по счету - получение выписок (отчетов) по собственным счетам (брокерским, депозитарным, расчетным, карточным и т.д.), содержащих подробные данные по каждой операции и максимально быстрое отражение таких операций после их инициирования и осуществления;
-аналитическая поддержка - доступ к информации, связанной с осуществлением собственных инвестиционных операций (например, технический анализ акций в процессе торгов, комментарии новостей и событий о деятельности эмитентов, фундаментальный анализ и оценки перспектив интересующей компании или отрасли); - консультации – оперативное получение разъяснений исполнителей или специальных консультантов по тем или иным аспектам взаимодействия с компанией.
Однако, в последнее время, в связи с появлением новых технологических решений, часть из этих возможностей стала доступна более широкому кругу клиентов, к которым относятся пользователи карманных компьютеров, получающие через Интернет "традиционную" информацию (новости, аналитические обзоры и т.д.), а также владельцы сотовых телефонов, не только получающих по каналам связи информацию, но и осуществляющих интерактивное взаимодействие, включая управление финансовыми активами.
Именно качественно новые возможности Интернет-торговли, обеспечивают ее конкурентные преимущества по сравнению с традиционными технологиями и открывают дорогу на фондовый рынок частному инвестору. Этому способствует повышение доступности операций. Интернет- трейдинг вносит элемент демократичности на фондовый рынок, где раньше перед клиентами с умеренными доходами существовали серьезные барьеры в виде минимальных вкладов.
У Интернет – брокера инвестор может оперировать очень малыми суммами, которые брокер, работающий с клиентом по телефону, просто не возьмется обслуживать из-за высокой себестоимости. У большинства Интернет-брокеров минимального вклада как такового нет, но, исходя из эффективности торговых операций, компании рекомендуют клиентам инвестировать определенные суммы. Кроме того, открыв счета и внеся один раз деньги в России, можно управлять своими активами из любой точки мира; быстро исполнять заявки, которые поступают на биржу с задержкой в 2-3 секунды; пользоваться сниженными тарифами, легко получать необходимую информацию об операциях.
Интернет-трейдинг, обеспечивая прямой выход клиентов к торгам, позволяет привлечь новых инвесторов, в том числе и частных, которые получают возможность работать на бирже напрямую по технологии direct access. Оценивая психологию игроков на фондовом рынке, можно прогнозировать достаточно бурное развитие Интернет- торговли ценными бумагам. Ведь любой клиент с большим удовольствием сам нажмет кнопку и заключит сделку, чем будет дозваниваться своему брокеру и ожидать, по какой цене ему выполнят заявку.
Со временем Интернет - брокеридж станет доминировать на финансовом рынке. Его сильные стороны - низкий уровень затрат, высокая тарифная конкурентоспособность, доступность, высокая скорость проведения операций. Недостатки - институциональные риски, а также относительно слабая защищенность от технических сбоев и атак хакеров.
Основную часть клиентов Интернет – трейдеров составляют инвесторы с небольшим капиталом, в основном интересующиеся спекулятивными операциями. Им выгоден способ торговли, при котором комиссия с каждой сделки минимальна и позволяет наиболее рационально использовать свои ресурсы. Удельные затраты на одного клиента у Интернет - трейдера несравнимо меньше, чем у традиционных посредников, что и позволяет им держать низкую комиссию. Услугами больших брокерских кампаний клиенты с маленьким капиталом воспользоваться не могут. Да они им зачастую и не нужны, поскольку те, кто специализируется на спекулятивных операциях, как правило, не нуждаются в дополнительной консультационной поддержке.
Чем больше будет небольших клиентов, тем значительнее будет присутствие на рынке Интернет - брокеров. Нельзя не учитывать и то, что существенная часть оборота на ММВБ приходится на маржинальную торговлю, и если ее популярность будет расти, то положение Интернет - трейдеров будет только улучшаться.
Таким образом, освоение Интернет - технологий российскими финансовыми институтами позволит активизировать фондовой рынок, повысить его ликвидность, следовательно - спрос на отечественные ценные бумаги, создав тем самым предпосылки для привлечения инвестиций в российскую экономику.