I спр. -ущ (-ющ) II спр. -ащ (ящ) I спр. -ем (-ом) II спр. -им
- вш - ш - нн - - енн - т
- ущ-, -ющ- -ащ-, -ящ- -ом-, - ем- -им- от основы наст.в. 1 спр 2 спр. -вш- -ш- Прош.в. -т- -нн- -енн- -ённ- от основы н.ф.
Не стану жалеть о промчавшемся лете, Гоняться за теми ушедшими днями. Ведь в каждом поблекшем, опавшем соцветье Есть завязь, и стать ей дано семенами. (М. Джалиль. Письмоносец) Я жить хочу, чтоб родине отдать Последний сердца движущий толчок. (М. Джалиль. Неотвязные мысли) Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт- герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много.
Хлещ…щий дождь, стел…щийся туман, участву…щий в спектакле, муч…мый совестью, дыш…щий тяжело, пиш…щий грамотно, уважа…мая особа, вид…мый упрек, осыпа…мый снегом, израсходова…ые средства, позолоч…ые часы, выхол…ое лицо
Хлещущий дождь, стелющийся туман, участвующий в спектакле, мучимый совестью, дышащий тяжело, пишущий грамотно, уважаемая особа, видимый упрек, осыпаемый снегом, израсходованные средства, позолоченные часы, выхоленное лицо
Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты. Прочитайте выделенные словосочетания, проанализируйте их, сравните строение.
Выделенные словосочетания состоят из причастия и зависимых слов и называются
(Какой?)
Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос. Обозначьте их графически. Это определяемые слова.
Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова
Ночь, наступившая незаметно, окутала усталую землю темнотой и покоем. (Какой?)
1.Найти в предложении причастие (и подписать над ним: прич.). 2.Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос какой? (и поставить над ним крестик). 3.Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия. 4.Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палками с двух сторон. 5.Если причастный оборот стоит после определяемого слова, выделить его запятыми.
Задание: В первый столбик выпиши главное(определяемое) слово с причастием, а во второй-причастие с зависимым словом. Похищенные передатчики, похищенные разведчиками, переданное старушкой, переданное сообщение, связанными носками, связанными из шерсти, отобранный на перемене, отобранный скафандр, рисующий агент, рисующий схему, готовящие нападение, готовящие нападение, готовящие лазутчики, рассекреченную шпионку, рассекреченную мальчишками.
Вспомните определение причастия. Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста. Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста. Назовите синтаксическую функцию причастия? Какова роль определений в тексте?
Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания. Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.