История развития образования
Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».
Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево- Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии
Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.
Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: 1. Науки, дающие руководство к познанию других наук 2. Науки, нужные для гражданских занятий 3. Науки, имеющие практическую пользу 4. Художества
Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.
Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский
Особенности развития образования в начале XX в год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно- приходские школы и учительские семинарии е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.
Особенности развития образования в XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.
Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку ( ) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы- колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.
Особенности развития образования в XX – начале XXI вв. В гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным- вступительным экзаменом год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.