Новые обязательства перевозчиков Европы – компенсационные выплаты пассажирам Андрей Бусев Андрей Бусев, Начальник Правового управления ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Бусев А.П. Новые обязательства перевозчиков Европы – компенсационные выплаты пассажирам Соглашения, регулирующие международную перевозку пассажиров : 1)Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров (Приложения ЦИВ) к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (ЦИВ/КОТИФ); 2)Регламент Европейского союза 1371/2007 Европейского парламента и Европейского Совета по правам и обязанностям пассажиров в железнодорожном сообщении (Регламент); 3)Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).
Действие международных соглашений в пространстве ЦИВ/КОТИФ В большинстве своем участниками являются государства-члены ЕС, а также ряд других государств. Регламент 27 государств-членов Европейского союза. СМПС - Страны Содружества Независимых Государств; - Китайская Народная Республика; - Корейская Народно- Демократическая Республика; - Монголия и др.
Права пассажиров и основания наступления ответственности перевозчика
Причинение вреда жизни или здоровью пассажира ЦИВ/КОТИФ Возмещение убытков в случае гибели; Возмещение убытков в случае ранений; Возмещение убытков, связанных с прочими телесными повреждениями. Ответственность за ущерб, причиненный в связи с полной или частичной утерей, повреждением вещей, которые пассажир имел на себе или с собой в виде ручной клади и животных. Регламент Установлены аналогичные положения положениям ЦИВ/КОТИФ. Предварительные платежи для удовлетворения неотложных экономических потребностей (в случае гибели - не менее EUR). СМПС Порядок и размер возмещения за вред, причиненный пассажиру, определяются в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого причинен вред.
Права лиц с ограниченными возможностями ЦИВ/КОТИФ Не предусматривает отдельных прав для данной категории граждан. Регламент - Право на недискриминационный доступ к услугам транспорта; - Право на получение информации относительно доступности железнодорожных услуг; - Право на доступ к вокзалу, платформам, подвижному составу; - Помощь на железнодорожном вокзале; - Помощь в поезде, при посадке и высадке из поезда; - Компенсация относительно оборудования для подвижности или иного специального оборудования. СМПС Предусматривает перевозку инвалидных колясок в виде ручной клади выше установленной нормы.
Компенсация пассажиру при опоздании или отмене поезда ЦИВ/КОТИФ Ответственность в случае отмены и опоздания поезда или неудавшейся пересадки: Ответственность за ущерб, связанный с тем, что по причине отмены и опоздания поезда или неудавшейся пересадки, проезд не может быть продолжен в тот же день или, что его продолжение по причине сложившихся обстоятельств является не разумным. Регламент Ответственность за опоздания, пропущенные пересадки и отмены: Возмещение и перенаправление; Компенсация стоимости билета; Помощь СМПС Обязанность перевозчика отправить пассажира и его багаж на станцию назначения ближайшим поездом без выплаты компенсации.
Ответственность перевозчика за ущерб, причиненный багажу пассажира ЦИВ/КОТИФ Ответственность за ущерб, причиненный в связи с полной или частичной утратой или повреждением багажа; Ответственность в случае просрочки в доставке багажа. Регламент Установлены аналогичные положения положениям ЦИВ/КОТИФ. СМПС Ответственность за просрочку в доставке багажа; Ответственность за полную или частичную утрату, повреждение багажа.
Компенсация за вред, причиненный ручной клади или животным ЦИВ/КОТИФ В случае гибели и ранения пассажиров - ответственность за ущерб, причиненный в связи с полной или частичной утерей или повреждением вещей, ручной клади или животных Во всех остальных случаях – ответственность за ущерб, причиненный в связи с полной или частичной утерей или повреждением вещей, ручной клади или животных лишь по вине перевозчика. Регламент Установлены аналогичные положения положениям ЦИВ/КОТИФ. СМПС Перевозчик не несет ответственности за ручную кладь, а также находящихся при нем при нем комнатных животных ;
Претензии пассажиров ЦИВ/СМПС Во всех случаях любая претензия об ответственности и на любом обосновании может быть предъявлена перевозчику на условиях ЦИВ. Претензии относительно ответственности перевозчика в случае гибели и ранений пассажиров должны направляться в письменном виде перевозчику, которому может быть предъявлен иск в судебном порядке. Регламент Претензии направляются перевозчикам, участвовавшим в договоре перевозки, в ж/д кассу, где был оформлен проездной билет, в центральную службу по обращениям граждан или в специально уполномоченный орган государства-члена ЕС. Срок рассмотрения претензии – 1 месяц (в исключительных случаях – 3 месяца). СМПС Договорному перевозчику, если претензия основана на проездном документе, либо Договорному или последующему, если претензия основана на перевозке багажа. Срок рассмотрения – 180 дней.
Спасибо за внимание!