Джулиан Смит Julian Smith, PwC Развитие регулируемых рынков: на пути к совершенной тарифной структуре
Развитие регулируемых рынков Когда осуществляется приватизация/либерализация монополизированной отрасли экономики, регулирование необходимо в интересах экономической эффективности (из- за проявления неэффективности рыночного механизма) - на смену инструкциям приходит стимулирование посредством регулирования тарифа На манеру поведения частных компаний можно повлиять тремя способами: – моральным убеждением (этот способ не на 100% надежен!); – инструкциями/законами (т.е. "кнутом"); – стимулированием (т.е. "пряником"). Меры стимулирования сложно сформулировать правильно в первый раз - в большинстве случаев систему регулирования необходимо оптимизировать на основе накопленного опыта. 2
Проблемы, связанные с мерами стимулирования на регулируемых рынках Потребителям не под силу платить экономический уровень тарифа Частные операторы имеют различные уровни предельной рентабельности, и по- разному реагируют на конкретный тариф Система может быть неправильно калибрована – необходим итерационный подход Система может быть слишком сложной в использовании Участники рынка могут вести себя нерационально Ошибочные, ложные стимулы ведут к непредвиденным последствиям, например, более низкий тариф на порожний пробег приводит к снижению эффективности загрузки Правила/инструкции необходимы, когда стимулы неэффективны (например, в Великобритании регулятор вынужден инструктировать компанию Network Rail повысить качество данных о состоянии основных средств). 3
Основные характеристики режима сбора платы за обеспечение доступа в Великобритании Государство выплачивает сетевую субсидию; операторы подвижного состава вносят плату за обеспечение доступа к инфраструктуре; Плата за обеспечение доступа включает компонент фиксированных издержек и компонент переменных издержек, что позволяет стимулировать необходимый поведенческий тип ; Конкретные примеры: "Плата за пропускную способность", вносимая за использование перегруженными участками сети "Льгота за объем", поощряющая оператора инфраструктуры за обработку дополнительного трафика Штрафы, которые уплачивают оператор инфраструктуры, операторы и организации, отвечающие за техническое обслуживание подвижного состава, если задержки в движении поездов произошли по их вине Экономия на расходах, достигаемая в результате повышения эффективности, распределяется между оператором и менеджером инфраструктуры - это поощряет их работать сообща. 4
Принципы создания совершенной тарифной структуры Государство платит за социальный элемент любой нерентабельной службы (исходя из результатов количественного анализа соотношения социально-экономических издержек и выгод), но не должно стимулировать неэффективное использование инфраструктуры; В ином случае операторы оплачивают экономическую стоимость используемых ими ресурсов; Возврат инвестиций должен производиться за счет тарифов, а также правительственного взноса на протяжении срока службы актива (более продолжительный период, чем тот, который может финансироваться, поэтому необходимы гарантии) ; Тарифы должны устанавливаться независимым регулирующим органом и отражать структуру издержек условного "экономически эффективного" оператора - таким образом, реальная стоимость тарифов должна каждый год снижаться, ОДНАКО……. 5
… совершенство - недостижимо, потому что всякий раз, когда вы корректируете сложившуюся структуру, происходят изменения базовых условий. 6