Экспертная оценка RAB-метода регулирования тарифов при решении задачи бесперебойного электроснабжения ОАО «РЖД» на примере расчета инвестиций для оптимального уровня надежности сетей ОАО «Ленэнерго» при апробации методики ФСТ РФ «Учет надежности при тарифном регулировании» (по материалам ЗАО ПФК «СКАФ») 1
Существенное (71,09%) превышение тарифа на передачу в 5-ый год долгосрочного тарифного регулирования объясняется методом, заложенным в Методику RAB – «сглаживанием» НВВ в течение первых 4-х лет регулирования и отнесение возврата недополученной выручки на последний год тарифного регулирования (рис. 1). Рис. 1 Рост тарифов на передачу для ОАО «Ленэнерго» по г. Санкт-Петербургу. 2
Оптимизация и повышение надежности электроснабжения по сетям ОАО «Ленэнерго» требует увеличения инвестиций и неподконтрольных расходов, по сравнению с проектным вариантом развития сетевого комплекса,. При учете дополнительных инвестиций в повышение надежности сетей в полном объеме (до оптимального уровня: когда сумма от ущерба не превышает затрат на предотвращение ущерба) тариф на передачу электроэнергии для ОАО «Ленэнерго» по г. Санкт-Петербургу, рассчитанный по Методике RAB, возрастает за пять лет расчетного периода регулирования с 73,56 коп/кВтч до 338,18 коп/кВтч. При этом средний тариф на передачу, с учетом дополнительных инвестиций в повышение надежности сетей, на долгосрочный пятилетний период регулирования определился в размере 155,5 коп/кВтч. Это соответствует росту тарифа к уровню базового 2009 года (66,7 коп/кВтч) в 2,33 раза или по 18,5% в год. 3
Обеспечение повышенной до экономически обоснованного уровня надежности сетей при расчете тарифов на передачу электроэнергии по Методике RAB для сетей ОАО «Ленэнерго» требует увеличения в 2 раза (до 6%) максимальной величины корректировки НВВ с учетом надежности и качества услуг, установленной в Методических Указаниях ФСТ РФ. Для корректного учета повышенного (до оптимального) уровня надежности сетей при расчете тарифов на передачу электроэнергии по Методике RAB, учитывая принципы государственного регулирования, необходимо регулярно (не реже 1 раза в три года) уточнять результаты исследования по влиянию повышения уровня надежности сетей (до оптимального уровня) на тариф, с уточнением инвестиционной программы, в том числе по каждому региону РФ для последующего обобщения результатов и их применения при тарифном регулировании. Вывод: ОАО «РЖД» предстоит проделать работу совместно с ОАО «Российские сети» по обеспечению бесперебойного электроснабжения на территории всех 75 субъектов РФ с составлением инвестиционных программ по повышению надежности электроснабжения. Параметры этих программ будут определяющими в том, какие параметры закладывать в долгосрочное тарифное регулирование. 4