ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ, руководитель отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок
2 ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок СЕГМЕНТЫ ПЕРЕВОЗОК В ДАЛЬНЕМ СЛЕДОВАНИИ Регулируемый сегмент Плацкартные и общие вагоны Тарифы устанавливаются ФСТ России Применяется только график гибкого регулирования по календарным периодам Нерегулируемый сегмент Купейные вагоны и вагоны «СВ» ФСТ России регулируется только инфраструктурный тариф Перевозчиками может применяться гибкая система ценообразования
3 ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок ПРЕИМУЩЕСТВА СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ Система простая, любой плацкартный или общий вагон автоматически относится к регулируемому сегменту Размеры субсидий определяются на основании прогнозного объёма перевозок в регулируемом сегменте Обеспечение доступных перевозок по регулируемым ценам целиком и полностью переложено на перевозчика
4 ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок НЕДОСТАТКИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ Размеры перевозок в регулируемом сегменте не определены, перевозчик включает плацкартные и общие вагоны в поезда по своему усмотрению Не гарантируется безубыточность перевозчика (размеры субсидий не соответствуют фактическому объёму перевозок) К регулируемым тарифам перевозчиком может применяться коэффициент фирменности, что увеличивает цену билета Не выполняется принцип адресности субсидий, субсидии получают те пассажиры, которые не нуждаются в материальной поддержке Регулируемый сегмент привязан к выпускаемым сейчас типам вагонов Недостаток субсидий приводит к перекрёстному субсидированию регулируемого сегмента за счёт нерегулируемого, росту цен в нерегулируемом сегменте и снижению конкурентоспособности железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта
5 ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПЕРЕВОЗКИ Цель обеспечить доступный транспорт для социально незащищённых групп населения, повысить адресность субсидий В договоре государства с перевозчиком устанавливаются: – Маршруты курсирования (расписание) и объёмы перевозок в регулируемом сегменте – Качество обслуживания пассажиров – Источники финансирования в соответствии с заказанным объёмом перевозок Необходимо скорейшее принятие ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» Оплата заказанного объёма перевозок («оговорённый платёж за минимальный маршрут») Фиксированный платёж за реализованные билеты в регулируемом сегменте Варианты реализации
6 ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ В середине 1990-х годов темпы поставки новых вагонов сильно замедлились Через 3-5 лет потребуется массовая замена вагонов, произведённых в 1980-е гг.
7 ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАКУПКАХ НОВЫХ ВАГОНОВ Поставки вагонов за последние 5 лет Потребность в новых вагонах В ближайшие годы потребность в закупках новых вагонов сильно возрастёт
8 ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ Государственный заказ залог развития пассажирских перевозок ВАРИАНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ВАГОННОГО ПАРКА Целевые субсидии перевозчику (ОАО «ФПК») на формирование инвестиционной программы (приобретение вагонов) Приобретение государством вагонов и внесение их в уставной капитал перевозчика (в виде имущественного взноса) Реализация лизингового механизма покупки вагонов (через государственную лизинговую компанию) Субсидирование процентной ставки Одновременно решается задача реализации промышленной политики государства (поддержка отечественного производителя)
Спасибо за внимание! , Россия, Москва, ул. Малая Бронная, д. 2/7, стр.1 Тел.: (495) , факс: (495)