Все новое – это забытое старое или пятилетка тарифов и качества: переход к долгосрочным тарифам и сетевому контракту Старший вице-президент ОАО «РЖД» Михайлов В.В.
Нормативная база перехода на установление долгосрочных тарифов с учетом инвестиций 2 | г.Сочи | мая 2013 года Протокол совещания под председательством Путина В.В. от 24 января 2012 года ВП-П9-1пр (в Кемерово) – требование об использовании механизма установления долгосрочных тарифов на перевозки грузов с учетом инвестиций на развитие инфраструктуры Протокол совещания под председательством Шувалова И.И. от 10 октября 2012 года ИШ-П13-89пр – начало работ по подготовке нормативно-правовой базы перехода на долгосрочное тарифное регулирование, в качестве единственного метода такого регулирования в документе заявлен метод доходности на инвестированный капитал Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 13 декабря 2012 года ДМ-П – утвержден План мероприятий по установлению тарифов на железнодорожные перевозки на пятилетний период
Европейский опыт взаимоотношений государства и железной дороги на основе долгосрочных тарифов и инфраструктурных контрактов на примере Великобритании 3 | г.Сочи | мая 2013 года Инвестиционная программа Network Rail разрабатывается на основании требований государственных органов к состоянию текущей инфраструктуры, качеству оказываемых владельцем инфраструктуры услуг, а также направлений ее развития на следующий контрольный период. Плата за доступ к инфраструктуре закрепляется в соглашении о доступе к инфраструктуре сроком на 5 лет. При согласовании размера платы за доступ к инфраструктуре регулирующий орган может установить ее ниже требуемого для покрытия всей суммы НВВ уровня. Выпадающая сумма НВВ компенсируются за счет государственных грантов владельцу инфраструктуры.
Основные принципы долгосрочного тарифного регулирования 4 | г.Сочи | мая 2013 года Расчет на долгосрочный период необходимой валовой выручки, состоящей из расходов в регулируемом сегменте деятельности, частичного возврата инвестированного капитала, дохода на вложенный капитал Установление рыночной нормы доходности на вложенный капитал с учетом структуры капитала Обеспечение возможности простого воспроизводства и замещения выбывающих активов новыми с учетом инфляции Обеспечение доходности на вложенный капитал, достаточной для финансирования инвестиций при приемлемом уровне займов Четкое разделение доходов и расходов от регулируемых и нерегулируемых видов деятельности, применение индекса эффективности расходов к подконтрольным расходам Дополнительное государственное субсидирование в случае, если расчетный уровень тарифов превышает порог чувствительности для остальных участников рынка
Статус работ по Плану мероприятий по установлению тарифов на железнодорожные перевозки на пятилетний период 5 | г.Сочи | мая 2013 года Министерство экономического развития Российской Федерации: подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации по модели осуществления долгосрочного тарифного регулирования с учетом обеспечения доступности услуг транспорта и финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД». Федеральная служба по тарифам Российской Федерации: подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации по финансовой модели долгосрочного тарифного регулирования с описанием основных параметров расчета и различными вариантами расчета, требующими согласования. ОАО «РЖД»: в настоящий момент совместно с органами власти ведется работа по согласованию позиций в части деталей расчетов экономически обоснованного индекса изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
6 Позиция ОАО «РЖД» по модели расчета тарифов: Необходимая валовая выручка (НВВ) Экономически обоснованные расходы Амортизация (возврат капитала) Доход на капитал Прочие расходы за вычетом прочих доходов, относимые к регулируемым видам деятельности, без учета расходов по процентам Налог на прибыль, относимый к регулируемым видам деятельности Необходимая валовая выручка по регулируемому сегменту деятельности = | г.Сочи | мая 2013 года Доходы от пассажирских перевозок -= Необходимая валовая выручка по грузовым перевозкам
Формирование и финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» 7 | г.Сочи | мая 2013 года Определение объемов и направлений перевозок Уточнение наличной пропускной способности Обновление Генеральной схемы Расчет инвестиционной программы Грузоотправители определяют объемы и направления перевозки своих грузов на горизонте нескольких лет По результатам формирования межотраслевых балансов определяется набор наиболее важных направлений перевозок и уточняется наличная пропускная способность инфраструктуры. Формируется обновленная Генеральная схема развития железных дорог на долгосрочный период, где выявляются участки, требующие развития для обеспечения вывоза всех запланированных объемов грузов. Производится расчет инвестиционной программы, выявляются проекты, которые имеют коммерческую окупаемость и могут финансироваться из собственных и заемных средств Компании. Окупаемые на длинном горизонте Собственные и заемные средства Средства государства в рамках сетевого контракта Способы финансирования проектов в зависимости от окупаемости Инфраструктурные облигации со сроком погашения от 15 до 30 лет Коммерчески эффективныеНеокупаемые
Необходимость обеспечения баланса интересов всех участников рынка 8 | г.Сочи | мая 2013 года Тарифная выручка Государство для поддержки экономического роста может ограничить рост тарифов, при этом тарифная выручка оказывается существенно меньше расчетной НВВ, возникает дефицит финансирования Заимствования на рынке Инфраструктурные облигации Сетевой контракт (субсидии) Операционные расходы Окупаемые инвестпроекты Окупаемые на длинном горизонте инвестпроекты Неокупаемые инвестпроекты Обеспечить реализацию инвестиционной программы и качественное улучшение железнодорожной инфраструктуры при существенном ограничении роста тарифа можно в рамках сетевого контракта. В таком случае модель долгосрочных тарифов строится с учетом требуемых объемов инвестиций, приемлемого для экономики уровня индексации тарифа, рассчитывается недостаток финансирования с учетом ограничений по заимствованиям и такой недостаток покрывается государственными средствами.. Окупаемые инвестпроекты Окупаемые на длинном горизонте инвестпроекты Неокупаемые инвестпроекты Операционные расходы Тарифная выручка Недостаток НВВ Заимствования на рынке Уменьшение кредитных лимитов Инфраструктурные облигации Сетевой контракт (субсидии) Тарифная выручка = НВВ Тарифная выручка < НВВ
9 | г.Сочи | мая 2013 года Спасибо за внимание!