Круглый стол 2 «Взаимодействие ОАО «РЖД» и операторов в условиях либерализации рынка железнодорожных перевозок»
Развитие рынка оперирования грузовыми вагонами Программа структурной реформыВыполнение I этап ( гг.) Создание компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом К началу 2003 года в собственности компаний-операторов 196,3 тыс. грузовых вагонов II этап ( гг.) Переход до 50% парка вагонов в оперирование частными компаниями К началу 2006 года частные операторы владеют 280,1 тыс. вагонов III этап ( гг.) Переход большей части (60% и более) парка грузовых вагонов в частную собственность По состоянию на 1 октября 2008г. приватный парк (включая ДЗО ОАО «РЖД») составляет 555 тыс. единиц (55,1%) Положение Программы структурной реформы по развитию конкурентного сектора в сфере владения грузовыми вагонами ВЫПОЛНЕНО
Структура приватного парка Парк приватного подвижного состава, составляет на сегодня 555 тысяч единиц, из них 171 тысяча или 30,8% – вагоны дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», а 384 тысяч - других российских собственников. С начала текущего года приватный парк увеличился на 148 тысяч вагонов или на 37%, в том числе парк дочерних и зависимых обществ – более чем на 115 тысяч и остальных собственников – на 33 тысячи вагонов.
Обеспеченность перевозок магистральной инфраструктурой За период с 1989 по 2008 гг. в целях оптимизации издержек : Развернутая длина станционных путей-9% Число приемо-отправочных путей-20% Длина сортировочных путей-20% Общее количество станций-15% В условиях активного роста количества грузовых вагонов загруженность инфраструктуры уже сегодня достаточно велика и становится одним из важнейших факторов эксплуатационной работы Протяжённость «узких мест», ограничивающих пропускную способность железных дорог составляет 8,3 тыс. км. или около 30% протяжённости основных направлений сети, обеспечивающих свыше 80% всей грузовой работы При этом высокие темпы обновления подвижного состава позволили приблизиться к показателю 1993 г. по парку вагонов Парк грузовых вагонов с 2003 (на конец года) по г. Рост за 5 лет на 19,2%
С учетом ДЗО парком более 5 тыс. единиц владеют 13 компаний, более 1 тысячи – 65, зато менее ста – 1909, более 200 компаний владеет одним вагоном Проблемы, связанные с перераспределением вагонного парка Разобщенность технологических интересов перевозчика и коммерческих интересов собственников Неравенство экономических условий работы на рынке (невозможность ОАО «РЖД» варьировать вагонную составляющую даже в сторону снижения) Значительное количество собственников, низкая концентрация рынка 1909 Потери погрузочных ресурсов (замедление оборота вагонов, увеличение порожнего пробега) Дефицит подвижного состава по отдельным видам вагонов Снижение пропускных способностей инфраструктуры («брошенные поезда», использование вагонов как «складов на колесах») При существующих сегодня тарифных, нормативно-правовых ограничениях и существующих технологических принципах управления приватным парком, рост доли приватного парка способствует созданию дефицита пропускных способностей, негативно влияет на эффективность перевозочного процесса в целом
Возможные пути решения проблемных вопросов Оптимизация рынка транспортных услуг и создание условий для развития железнодорожных перевозок лежит в сфере слаженного взаимодействия всех участников перевозочного процесса и внесением необходимых изменений в нормативно-правовую базу Разработка логистических схем доставки грузов на базе долгосрочных договоров со всеми субъектами рынка Оптимизация порожнего пробега Улучшение показателей использования грузовых вагонов Повышение управляемости перевозочного процесса Укрупнение функций оперирования подвижным составом путём их концентрации у ОАО «РЖД» с созданием пулов, объединяющих операторов и собственников Изменение тарифной политики, направленное на выравнивание экономических условий эксплуатации парка грузовых вагонов вне зависимости от принадлежности Введение порядка планирования перевозок порожних приватных вагонов на принципах гружёных Дерегулирование тарифов на пользование грузовыми вагонами, так как сфера предоставления грузовых вагонов для перевозок является конкурентной