Взаимодействие ОАО «РЖД» с компаниями-операторами Выступление Первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н.Морозова 29 октября 2008 года
Частным капиталом вложено свыше 200 млрд. руб. в приобретение и обновление грузовых вагонов Частным капиталом вложено свыше 200 млрд. руб. в приобретение и обновление грузовых вагонов Структура вагонного парка России РАЗВИТИЕ РЫНКА ОПЕРИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С 2003 года доля приватных вагонов в общем парке увеличилась с 24 до 56 процентов Вклад ОАО «РЖД» в развитие операторского бизнеса ОАО «Первая грузовая компания» ОАО «Рефсервис» ОАО «Трансконтейнер» ОАО «РейлТрансАвто» ОАО «Русская тройка» 1 37% 44% 56% 2008
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ОПЕРИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫМИ ВАГОНАМИ Сокращение доли холдинга «РЖД» на рынке услуг по предоставлению грузовых вагонов и увеличение доли приватного парка Соответствие развития рынка оперирования грузовыми вагонами темпам роста спроса экономики на перевозки Фрагментирование рынка грузовых вагонов Наличие существенных факторов, сдерживающих развитие конкуренции 2
Сбалансированность парков вагонов СНГ обеспечена исключительно за счет продления срока службы вагонов ОАО «РЖД». ДИНАМИКА ПАРКА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ СТРАН СНГ (с учетом приватных вагонов) Парк ОАО «РЖД» составляет более 68 % общего парка СНГ Парк ОАО «РЖД» составляет более 68 % общего парка СНГ 3
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПАРКОМ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ Зависимость стоимости использования грузовых вагонов от принадлежности ОАО «РЖД» или собственникам Наличие аффилированности между отдельными операторами и крупными грузоотправителями Особенности регулирования вагонопотоков (простои приватных вагонов в ожидании высокодоходных грузов) Дифференцированная плата за порожний пробег вагонов Дефицит производства грузовых вагонов Нерешенность вопросов, связанных с организацией перевозок собственными поездными формированиями 4
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРОЖНИХ ВАГОНОПОТОКОВ Замедление оборота вагона Доля порожнего пробега до 50% 40% 13 суток (в августе т.г.) 8 суток Более 88 тысяч приватных вагонов простаивают на путях общего пользования в порожнем состоянии свыше 10 суток Потери погрузочных ресурсов от простоя приватных вагонов – 160 тысяч вагонов Приватные вагоны Вагоны инвентарного парка Вагоны инвентарного парка Приватные вагоны В среднем по сети 5
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В настоящее время парк грузовых вагонов используется гораздо хуже, чем в предыдущие года г г. Погрузка, млн. тонн Парк грузовых вагонов, тыс. вагонов 1988 г г.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ВАГОННОГО ПАРКА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Заключение с грузоотправителями и собственниками вагонов системы взаимосвязанных договоров, позволяющих на среднесрочную перспективу определить условия и взаимные обязательства по перевозке грузов Создание инновационного производства грузовых вагонов нового поколения Формирование новых условий сотрудничества с железнодорожными администрациями стран СНГ Создание регуляторной модели, позволяющей обеспечить унификацию порожнего пробега приватного вагона и ввести систему нормативов, регламентирующих сроки и правила занятия путей общего пользования приватными вагонами 7