08 сентября 2011 г. ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ОАО «ВНИИЖТ») Назаров Олег Николаевич заместитель Генерального директора IV Международная конференция Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты О создании инновационной среды для инновационных решений
ИННОВАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ – ЭТО … IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 2 … система прорывных улучшений в технике и технологиях, направленных на открытие новых возможностей для роста эффективности железных дорог Цель инновационного развития – создание саморазвивающейся инновационной среды
ИННОВАЦИИ. ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 3 ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ Сокращение продолжительности поездки Социальные эффекты Изменение рынка пассажирских перевозок Предоставление новых услуг Повышение безопасности движения Экономия эксплуатационных затрат Инновации в организации движения поездов Инновации в конструкции инфраструктуры Инновации в обслуживании и ремонте Инновации в системе управления перевозок Инновации в технологии пограничного контроля
ИННОВАЦИИ. ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 4 ПРИГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ Ожидаемые эффекты Сокращение продолжительности поездки Новый уровень комфорта для пассажиров Повышение безопасности движения Снижение воздействия на путь Экономия эксплуатационных затрат - электроэнергии – 20-25% - ремонт и ТО – 20-25% - производительность – 15-20% Инновации в ремонте и ТО ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Динамико-прочностные свойства конструкций Расход электроэнергии на тягу Взаимодействие с системой электроснабжения Электромагнитное взаимодействие устройств Влияние климатических/местных условий
ИННОВАЦИИ. ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 5 ЭЛЕКТРОВОЗЫ Ожидаемые инновационные эффекты Повышение скоростей пассажирских поездов Повышение массы грузовых поездов Повышение безопасности движения Снижение воздействия на путь Экономия эксплуатационных затрат - ремонт и ТО – 20-25% - производительность – 15-20% Инновации в технологиях ремонта и технического обслуживания ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Сцепные свойства и нормы массы поездов Взаимодействие с системой электроснабжения Расход электроэнергии на тягу Электромагнитное взаимодействие устройств Влияние климатических условий
КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИННВАЦИОННОГО ПРОЕКТА IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 6 ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ Комплексная оптимизация проекта Анализ технических решений на стадии проектирования Создание новых систем и устройств, их интеграция в существующие конструкции и технологии Модернизация инфраструктуры Создание новых ремонтных мощностей и технологий Создание новой технологии проведения испытаний, переработка методик Новые услуги пассажирам, билеты Нормативные и нормативно-технические документы
МАНЕВРОВЫЙ ГАЗОТЕПЛОВОЗ ЧМЭ3Г ИННОВАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ Замещение до 60% дизельного топлива природным газом Экономия 25-30% затрат на приобретение топлива Эксплуатационный запас газа 5-6 дней Снижение вредных выбросов (COx, Nox, CH) в 1,5…2 раза Область работы с электронной подачей газа IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 7 ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ Применение природного газа (стоимость газа 50% стоимости дизельного топлива) Электронная система подачи газа Расширение области работы на газе (со 2 по 8 позиции) Баллоны высокого давления (250 атм) – увеличение запаса газа на 50% Микропроцессорная система регулирования ЭКО ЛОК
МАНЕВРОВЫЙ ГАЗОТЕПЛОВОЗ ЧМЭ3Г ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОТЕПЛОВОЗА Депо Лихоборы Мск ж.д. Передан в депо – Заправка газом – с Род работы – маневрово- вывозной на ст. Силикатная IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 8 Общее время работы – 228 смен, в т.ч. на газе – 70 смен Общее время работы – 228 смен, в т.ч. на газе – 70 смен Рабочий простой на х.х. – 69% Рабочий простой на х.х. – 69% Заправка газа от автогазозаправщика не более 60 % объема газовых баллонов Заправка газа от автогазозаправщика не более 60 % объема газовых баллонов Увеличение общих затрат на топливо – 8,2% Увеличение общих затрат на топливо – 8,2% По состоянию на РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ Отказы оборудования: серийного – 7 вновь установленного – 0 Отказы оборудования: серийного – 7 вновь установленного – 0 Подтверждена работоспособность на газу со 2 позиции контроллера Подтверждена работоспособность на газу со 2 позиции контроллера Замещение дизельного топлива газом 43-59% (факт – 16%) Замещение дизельного топлива газом 43-59% (факт – 16%) Эксплуатационный запас газа 9 смен (факт – 5-6 смен) Эксплуатационный запас газа 9 смен (факт – 5-6 смен) ЭКО ЛОК
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВАГОН НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ДЛЯ РАБОТЫ В ТОННЕЛЯХ IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 9 ЭКО ЭНЕРГИЯ ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ Экологически чистое топливо – водород и кислород Топливные элементы ФОТОН – электрохимические генераторы мощностью 50 кВт с к.п.д. до 80% Электронная система регулирования подачи газов Баллоны высокого давления (300 атм) Микропроцессорная система регулирования с полностью автоматическими процессами управления Статический преобразователь на IGBT-транзисторах Накопитель энергии (100 кВт) Многоуровневая система обеспечения взрывобезопасности ИННОВАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ Возможность использования возобновляемых источников топлива Полное отсутствие вредных выбросов (важно для работы в тоннелях) Социальный эффект Снижение трудоемкости обслуживания
ЛОКАЛИЗАЦИЯ «ПРОБЛЕМНЫХ» ВОПРОСОВ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЙ IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты % 5-10%0-5% Локализация «проблем» конструкции изделий на стадиях жизненного цикла при «правильном» процессе разработки Относительная стоимость исправления обнаруженных «проблем» на стадиях жизненного цикла
ФАКТОРЫ ВНИМАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты 11 Накопление знаний и документирование результатов исследований и испытаний Подтверждение экономического эффекта на всех стадиях жизненного цикла Подготовка и организация эксплуатации (обучение, запчасти, сервис, экипировка, условия и режимы нагружения) Нормативно-технические и нормативные документы
Типаж Технические требования Техническое задание Технический проект Конструкторская документация Опытный образец Приемочные испытания Серийное производство Экспертиза технической документации на подвижной состав, его системы и узлы Экспертиза технической документации на подвижной состав, его системы и узлы Экспертиза Технические предложения Разработка узлов и систем Испытания узлов Экспертиза Технические предложения Разработка узлов и систем Испытания узлов Эксплуатационные испытания Определение эффективности Надежность Предложения по совершенствованию конструкции Эксплуатационные испытания Определение эффективности Надежность Предложения по совершенствованию конструкции Нормативные документы Ключевые компетенции ВНИИЖТ Разработчики и изготовители подвижного состава 12IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СОЗДАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Высококвалифицированные испытатели со стажем проведения испытаний от 5 до 50 лет. Все виды испытаний (от лабораторных до эксплуатационных), - из 143 видов испытаний ВНИИЖТ аккредитован на 112 База нормативных документов и методов испытаний База результатов испытаний всей существующей железнодорожной техники. -Более 30 стендов -Экспериментальное кольцо -Скоростной полигон -Опыт испытаний на действующей линии Из более чем 120 Норм безопасности разработаны почти 85% со всеми соответствующими методиками испытаний КАДРЫ Совмещение научной и испытательной деятельности Проведение комплекса испытаний железнодорожной техники БАЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ Собственная метрологическая служба Поверка измерительного оборудования и аттестация испытательного оборудования аккредитованной в Ростехрегулировании службой МЕТРОЛОГИЯ ОБОРУДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ВНИИЖТ – КОНСОЛИДАЦИЯ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ 13 IV Международная конференция | Железнодорожное машиностроение. Перспективы, Технологии, Приоритеты
14 Благодарю за внимание