1 О проекте федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» Сергей Закройщиков, ОСАО «Ингосстрах» г. Москва ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
2 Необходимость принятия закона Для решения задачи по унификации законодательства в области страхования ответственности перевозчика Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации было поручено подготовить проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». Концепция и техническое задание на разработку законопроекта были одобрены на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 08 сентября 2008 г. Законопроект разрабатывался совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии представителей общественных организаций, крупнейших транспортных и страховых компаний. ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
3 Состояние законопроекта Проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» (проект ) был принят Государственной Думой в первом чтении 1 ноября 2010 года. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» (проект ) был принят Государственной Думой в первом чтении 28 декабря 2010 года. Законопроекты подготовлены ко 2-му чтению. ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
4 Сфера действия ФЗ Ст.1 ч.2. «Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозках любыми видами транспорта, для которых действует транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда при перевозках пассажиров метрополитеном. Ст.1.ч.4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.» ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
5 Цели законопроекта Ст. 4.ч.1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и характера перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования, а также установления процедуры получения потерпевшими возмещения вреда. ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
Принципы обязательного страхования Основными принципами обязательного страхования являются: 1) гарантированность возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, за счет выплаты страхового возмещения или осуществления компенсационной выплаты в пределах, установленных настоящим Федеральным законом; 2) защита за счет обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров; 3) определение размера причиненного вреда и порядка его возмещения независимо от вида транспорта и характера перевозки. 6
7 Единый лимит ответственности Устанавливается единый лимит ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажира в размере не менее 2 млн. рублей. Указанный размер страхового возмещения определен исходя из результатов исследований, проведенных Минфином России по оценке стоимости жизни человека для целей установления размера страховых сумм и размера страховых выплат по наступившим страховым случаям по договорам страхования, а также с учетом страховых сумм, уже установленных в статье 133 Воздушного кодекса Российской Федерации. ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
8 Подготовка ко 2-му чтению Законопроекты подготовлены ко 2-му чтению Комитетом Государственной Думы по финансовым рискам при участии Министерства транспорта РФ. В настоящее время учтены основные замечания, высказанные Президентом РФ, транспортными союзами и ассоциациями, а также ряд замечаний страховщиков – членов Всероссийского союза страховщиков. ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
9 Справедливые опасения транспортников Не разрушит ли новый закон сложившуюся практику страхования? Учтет ли Правительство, получив в силу закона право устанавливать максимальные и минимальные тарифы, реальную ситуацию на рынке транспортного страхования и перестрахования? Не поставят ли расходы на обязательное страхование транспортные компании в неравные условия с иностранными компаниями на одних и тех же маршрутах? ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
10 Позиция транспортников в основном учтена Новый закон не должен принципиально изменить ситуацию на рынке авиационного страхования. Напротив, опыт реализации новой редакции Воздушного Кодекса максимально учтен разработчиками. Новый закон закрепляет понятие «предварительная выплата». Таким образом, выплата части страхового возмещения в размере руб. на человека получит законное основание. Основным законопроектом предусмотрено, что такие понятия как "перевозка", "пассажир", а также моменты начала и окончания перевозки для каждого вида транспорта определяются в соответствии с транспортным уставом или кодексом для этого вида транспорта. ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
11 Унификация транспортного законодательства С целью унификации понятий, на которые имеются ссылки в основном законопроекте, сопровождающим законопроектом вносятся изменения в ВК Российской Федерации, в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, в Кодекс торгового мореплавания РФ, в Устав железнодорожного транспорта РФ, в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. В транспортные уставы и кодексы также вносятся нормы, уже закрепленные в статье 117 Воздушного кодекса Российской Федерации, в части установления ответственности перевозчика за вред, причиненный при перевозке жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира. ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012
12 Спасибо за внимание! ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ 2012