Государственное стимулирование корпоративных программ повышения энергоэффективности И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии 8(499)
2 Обеспечение снижения энергоемкости ВВП России на 40% в гг. Обеспечение за счет реализации мероприятий Программы снижения энергоемкости ВВП не менее чем на 7,4% на первом этапе (к 2015 г.) и на 13,5% на втором этапе (к 2020 г.). Обеспечение за счет реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в размере не менее 100 млн. тут на первом этапе в 2015 г. и не менее 195 млн. тут. на втором этапе в 2020 г. экономии электроэнергии в объёме 218 млрд. кВт·ч на I этапе (2011–2015 годы) и 630 млрд. кВт·ч за весь срок реализации Программы (2011–2020 годы) Важнейшие целевые индикаторы Государственной программы
3 Роль технологического фактора в снижении энергоемкости ВВП в перспективе существенно вырастет Инерционный сценарийИнновационный сценарий В гг. энергоемкость ВВП снижалась на 5% в год. Из них только 1% приходился на вклад технологического фактора В 2009 г. энергоемкость ВВП выросла на 3,3% В 2010 г. энергоемкость ВВП снижалась на 2,3%
В целом удельный расход энергии в расчете на 1 т-км снижался Однако по многим показателям энергоемкости заметного снижения не отмечалось На железнодорожном транспорте потребляется свыше 10 тыс. тут в год
5 Целевые индикаторы Госпрограммы по повышению энергоэффективности на железнодорожном транспорте Индикаторы энерго- эффективности Единицы измерения Уровень 2000 г. Уровень 2009 г. Уровень 2015 г. Уровень 2020 г. Электротяга поездов железных дорог РЖД кг у.т./10 тыс.ткм брут 11,711,711,711,711,010,0 Работа тепловозов и дизельпоездов РЖД кг у.т./10 тыс.ткм брут 42,659,853,040,0 Экономия первичной энергии на ж/д трапорте тыс. тут1,885,38
Определение целевых индикаторов и показателей энергосбережения Стимулирование реализации региональных программ за счёт их софинансирования из федерального бюджета Стимулирование реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для энергоёмких видов деятельности за счёт предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Стимулирование реализации типовых проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Финансирование НИОКР в области повышения энергетической эффективности Финансирование образовательной деятельности Финансирование информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению Основные инструменты Государственной программы
7 Долгосрочные целевые соглашения – это партнерство власти и бизнеса по повышению энергоэффективности Требуется: согласование и фиксация целевых уровней энергоэффективности разработка планов повышения энергоэффективности на уровне компаний и (или) установок формирование процесса отчетности и мониторинга по достижению целевых установок создание схем налогового и иного стимулирования реализации планов и программы поддержки деятельности по энергоэффективности в промышленности Типовые проекты Производство и распределение электроэнергии Производство и распределение тепла Эффективные электродвигатели Регулируемый привод Системы сжатого воздуха Промышленное освещение Системы пароснабжения Механизмы стимулирования повышения энергетической эффективности
8 Организация учета энергопотребления Развитие системы статистического наблюдения за уровнями эффективности использования энергии и состоянием парка энергопотребляющего оборудования Введение системы, системы сравнения с лучшими практиками («бенчмаркинг») Введение новых стандартов и технических регламентов на оборудование Организация проведения энергетических аудитов, в том числе специализированных по отдельным типовым системам оборудования, и разработки планов энергосбережения Введение стандартов энергоменеджмента и организации подготовки специалистов и обеспечение им информационной поддержки Поддержка развития системы энергосервисного бизнеса для обслуживания и повышения энергоэффективности основных видов типового оборудования Введение системы субсидий и налоговых льгот Регулирование тарифов на энергоресурсы Поддержка НИОКР по повышению энергоэффективности Механизмы стимулирования повышения энергетической эффективности
Объемы финансирования Государственной программы Всего на гг млрд. руб. 1-ый этап гг млрд. руб. 2-ой этап гг млрд. руб. в том числе средства федерального бюджета: Всего 70 млрд. руб г. 7 млрд. руб. 1-ый этап гг. 35 млрд. руб. 2-ой этап гг. 35 млрд. руб. Средства на предоставление государственных гарантий 100 млрд. руб. средства бюджетов субъектов Российской Федерации: Всего 625 млрд. руб. 1-ый этап гг. 208 млрд. руб. 2-ой этап гг. 417 млрд. руб.; внебюджетные источники: Всего 8837 млрд. руб. 1-ый этап гг млрд. руб. 2-ой этап гг млрд. руб.
Из федерального бюджета выделяются беспрецедентные средства Уход от концепции прямого финансирования проектов Главная задача расходования средств федерального бюджета – стимулировать через софинансирование Реализацию региональных программ – 5271 млн. руб. в 2011 г. (рычаг стимулирующего эффекта) Реализацию долгосрочных соглашений в энергоемких видах деятельности – государственные гарантии по кредитам – 10 млрд. руб. в 2011 г. Информационную поддержку процесса через создание ГИС – 680 млн. руб. в 2011 г. Образовательную деятельность – 255 млн. руб. в 2011 г. НИОКР, связанные с реализацией программы – 250 млн. руб. Формирование бережливой модели поведения населения – 500 млн. руб. В гг. из федерального бюджета на цели повышения энергоэффективности не выделялось более 50 млн. руб. в год
Требования к порядку предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области повышения эффективности использования энергии Может предоставлять федеральное правительство, субъект федерации, Внешэкономбанк До 50% привлекаемого кредита из российского банка Не менее 15% стоимости проекта должно быть профинансировано заемщиком из собственных средств Госгарантии в совокупности с другими мерами поддержки не должны превышать 75% стоимости проекта Распределение суммы гарантий 50 процентов - для обеспечения исполнения обязательств по проектам по повышению энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере со сроками окупаемости не более 5 лет, в том числе с использованием механизма энергосервисного контракта 50 процентов - по проектам по повышению энергетической эффективности в промышленности Положение о предоставлении гарантий должно было быть разработано в феврале 2011 г.
Благодарю за внимание! ЦЭНЭФ - Мы тратим свою энергию, чтобы экономь Вашу! 8(499)