Первый российский скоростной поезд ЭР-200 Открытие Царскосельской железной дороги 1837 Начало применения аппаратуры механической централизации, семафоров, электрожезловых аппаратов Первый магистральный тепловоз (Щэл) Начало электрификации ж.д. России Первый советский электровоз Начало применения систем диспетчерской централизации Открытие скоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом В сентябре 2011 г. магистральным газотурбовозом ГТ-1 установлен рекорд веса в т ЛЕТ РОССИЙСКИМ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ 1 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ
МЕСТО РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СРЕДИ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СИСТЕМ (2010 г.) 2 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ Российские железные дороги занимают лидирующие позиции в мире наряду с магистралями Китая и США по объемам перевозок и протяженности железнодорожных линий и являются частью интегрированной железнодорожной сети с колеей 1520 мм.
КОРПОРАТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ОАО «РЖД» 3 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ ОАО «РЖД» владеет пакетами акций в 161 ДЗО. Всего за время реформирования создано 85 ДЗО ОАО «РЖД» владеет пакетами акций в 161 ДЗО. Всего за время реформирования создано 85 ДЗО Оперирование подвижным составом Строительство и проектирование Пассажирские перевозки Ремонт подвижного состава Промышленное производство Наука и исследования Прочие Создание дочерних обществ позволило: вывести в конкурентный сектор различные виды деятельности сформировать собственную четкую стратегию для каждого рыночного сегмента повысить финансово-экономическую эффективность создать условия для привлечения частных инвестиций путем продажи акций ДЗО Создание дочерних обществ позволило: вывести в конкурентный сектор различные виды деятельности сформировать собственную четкую стратегию для каждого рыночного сегмента повысить финансово-экономическую эффективность создать условия для привлечения частных инвестиций путем продажи акций ДЗО Дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» 30% выручки 15% активов Холдинга
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА 4 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ В 2011 году Правительством Российской Федерации в целом одобрен ход Структурной реформы на железнодорожном транспорте Одобрена Целевая модель рыка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г., утвержден и выполняется План мероприятий по ее реализации Основные положения Целевой модели Сохранение единого управления комплексом инфраструктуры общего пользования и общесетевых перевозок грузов в ОАО «РЖД» Реализация пилотных проектов создания локальных перевозчиков Дальнейшее развитие и повышение эффективности рынка операторских услуг Совершенствование системы государственного тарифного регулирования Формирование долгосрочного механизма модернизации железнодорожной инфраструктуры общего пользования
1837 СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ 5 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ создание ОАО «Российские железные дороги» в целях разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления разработка нормативно- правовой базы, необходимой для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте создание АО на базе имущества ОАО «РЖД», функционирующих на рынках открытых для конкуренции начало процесса сокращения перекрестного субсидирования формирование условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок I этап ( ) II этап ( ) IV этап ( ) III этап ( ) привлечение инвестиций для развития жд транспорта развитие конкуренции в различных сферах деятельности завершение процесса создания дочерних обществ ОАО «РЖД» ликвидация перекрёстного субсидирования между пассажирскими и грузовыми перевозками оптимизация системы управления грузовыми вагонами разработка и внедрение «сетевого контракта» совершенствование тарифной системы формирование системы саморегулирования на железнодорожном транспорте обеспечение безубыточности пригородных пассажирских компаний
НЕОБХОДИМОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 6 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года не потеряла своей актуальности, но требует определенной корректировки в соответствии с реалиями сегодняшнего дня Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте Макроэкономические факторы: глобальный финансово экономический кризис СТРАТЕГИЯ Многие положения и проекты не вышли на заданную траекторию реализации в силу снижения объемов перевозок и сокращения инвестиционных возможностей Основная задача неизменна: обеспечить развитие железнодорожной отрасли России на основе активного внедрения инноваций и замены устаревших основных фондов на современные высокопроизводительные, надежные, экологичные системы
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ 7 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ - внедрение стандарта связи GSM-R, оснащение крупных станций системами широкополосной цифровой связи, спутниковой навигации при организации движения поездов и содержании инфраструктуры; - создание интеллектуальных систем управления перевозочным процессом и на их основе существенное повышение эффективности к 2030 г.: -полигон обращения тяжеловесных поездов должен превышать 13,8 тыс. км; - должно быть обеспечено курсирование грузовых поездов с нагрузками тонно-сил на ось и общим весом 8-9 тыс.т при сохранении длины станционных путей 1050 м; -должны быть массово внедрены современные необслуживаемые и малообслуживаемые технические комплексы с автоматической диагностикой и выявлением предотказных состояний Задача: обеспечить расшивку узких мест, протяженность которых сегодня превышает 6400 километров, повысить эффективность и качество содержания и эксплуатации инфраструктуры и перевозок кардинальное повышение ресурса и уровня надежности инфраструктуры серьезное развитие автоматизированных систем управления, основанных на самых современных информационных технологиях и системах связи 7 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ
КОРПОРАТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ОАО «РЖД» 8 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ Расширение полигонов тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации до 2030 г. 8
9 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ ИСУЖТ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «РЖД» Управление Исполнение Управленческая деятельность ОАО «РЖД» Корпоративная система планирования и управления ресурсами ОАО «РЖД» Единая интеллектуальная система управления производственной деятельностью ОАО «РЖД» (ИСУЖТ) Автоматизация производственных процессов Автоматизация управления технологическими процессами Диспетчерское управление и сбор актуальных данных Системы железнодорожной автоматики и телемеханики Единая система корпоративного электронного документооборота Единая коммуникационная система передачи данных ОАО «РЖД» Единая система технологического электронного документооборота
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ (продолжение) 10 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ -создание сети современных ТЛЦ, развитие интермодальных перевозок, совершенствование цепочек доставки грузов; -развитие контейнерных перевозок и наращивание транзита контейнеров по территории России до 1 млн. ДФЭ в год развитие логистических технологий создание подвижного состава нового поколения к 2030 году значительное расширение границ полигонов скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок, формирование сети выделенных высокоскоростных магистралей кардинальное повышение уровня безопасности, экологичности и экономичности железнодорожного транспорта, а также обеспечение безаварийного движения В результате реализации Стратегии железнодорожный транспорт должен создать условия для динамичного развития экономики страны и роста промышленного производства до 3,3 раз к уровню 2007 года
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «РЖД» 11 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ Президентом Компании поставлена задача увеличить расходы на разработку и внедрение инноваций с 0,5% до 1% от объема доходов уже к 2015 году и кратно повысить отдачу от внедряемых решений Создана система управления инновационной деятельностью Разработаны и утверждены концептуальные документы: Стратегия инновационного развития до 2015 года, Программа инновационного развития до 2015 года, Энергетическая стратегия, Экологическая стратегия и др. Разработаны и утверждены концептуальные документы: Стратегия инновационного развития до 2015 года, Программа инновационного развития до 2015 года, Энергетическая стратегия, Экологическая стратегия и др. Для решения данной задачи:
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ 12 ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ Кардинальное сокращение сроков разработки, испытаний, сертификации и запуска в промышленное производство современной техники Максимальная интеграция научной практики в рамках Стратегического партнерства 1520 и развитие международного сотрудничества в рамках Международного союза железных дорог Развитие научно-исследовательской базы отраслевой науки, создание необходимых условий для оснащения современными лабораторными комплексами, информационными системами для проектирования и моделирования испытаний Существенное повышение роли науки в решении современных экономических и управленческих задач отрасли на этапе реформирования и развития рыночных отношений Подготовка научных кадров, привлечение и закрепление в научно-исследовательских коллективах молодежи