56 Возможности использования спутниковой связи на железнодорожном транспорте для организации беспроводного доступа Ермилов Владимир Тимофеевич заместитель начальника лаборатории ФГУП НИИР, к.т.н. Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт радио (НИИР) XV Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» Санкт-Петербург, 2010
2 Спутниковый сегмент Наземный сегмент Сегмент пассажирского состава Беспроводный доступ Спутниковый терминал Центральная (узловая) станция Системный интегратор Сеть связи общего пользования /Интернет Точка доступа Базовая станция Организация беспроводного доступа в пассажирском составе с использованием спутниковых систем связи GSM на борту морских судов Беспроводный доступ (GSM, Wi-Fi) на борту воздушных судов Беспроводный доступ на железнодорожном транспорте 2
Регуляторные вопросы использования спутниковых систем связи на транспортных средствах 3 Документы МСЭ-R Резолюция 902 (ВКР-03) Рекомендация МСЭ-R S.1587 Рекомендация МСЭ-R SF.1585 Рекомендация МСЭ-R SF.1648 Рекомендация МСЭ-R SF.1649 Рекомендация МСЭ-R SF.1650 Документы СЕПТ Решение ECC/DEC/(05)11 Решение ECC/DEC/(05)10 Документы ETСИ Стандарт EN Стандарт EN Стандарт EN ( ). Решения ГКРЧ 30/5 от от от /2 от от от от
Выводы по использованию VSAT технологии на ж/д транспорте в России Рекомендуется использовать гармонизированные стандарты ЕТСИ EN , EN , EN в качестве нормативной базы для стандартов и создания в Российской Федерации требований к спутниковым земным станциям, располагаемых на борту морских судов, воздушных судов и сухопутных транспортных средствах (включая железнодорожный транспорт) и работающих в диапазоне 11/12/14 ГГц. 2. Провести исследования по возможности принятия решения ГКРЧ о выделении полос радиочастот в диапазоне 11/12/14 ГГц для земных станций спутниковой связи, располагаемых на транспортных средствах, и порядке их применения на территории Российской Федерации. 3.Разработать Правила применения земных станций спутниковой связи, располагаемых на транспортных средствах и работающих в Ku-диапазоне частот.
Точка доступа WiFi Организация беспроводного доступа на основе беспроводных локальные сети Wi-Fi 5 Решение ГКРЧ от г. «О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия» Для использования внутри закрытых помещений устройств малого радиуса действия на основе технологии Wi-Fi : полоса частот ,5 МГц с разрешенной мощностью 100 мВт полоса частот МГц с разрешенной мощностью 200 мВт* не требуется получение частных решений ГКРЧ на частотные присвоения (только регистрация в Роскомнадзоре) С точки зрения ЭМС использование внутри железнодорожных вагонов можно рассматривать как использование внутри помещений *Существует ограничение по спектральной плотности мощности со стороны Минобороны России Использование полосы частот ,5 МГц предпочтительно из-за широкой поддержки портативными устройствами (КПК, коммуникаторы, лэптопы и т.д.) 5
Организация беспроводного доступа на основе фемтосот сетей сотовой подвижной связи 6 Решение ГКРЧ от г. Протокол «Об использовании полос радиочастот МГц и МГц радиоэлектронными средствами для создания фемтосот в сетях сухопутной подвижной радиосвязи стандарта IMT-2000/UMTS». Кабельная линия или DSL фемтосота Широкополосный роутер Интернет Сеть мобильного оператора Система управления фемтостами Система управления сетью оператора Ограничения: не должны создавать недопустимых радиопомех и не требовать защиты от помех со стороны РЭС специального назначения; использование только внутри зданий, закрытых офисных, складских и производственных помещениях; использование только в пределах зон обслуживания БС соответствующих операторов связи стандарта IMT- 2000/UMTS; подключение к сети связи оператора связи стандарта IMT-2000/UMTS должно осуществляться только тем оператором, в сети которого будут функционировать подключаемые РЭС… 1.Требует решения вопросов их использования на территориях, где отсутствуют базовые станции какого-либо оператора сотовой связи. 2.Требует привлечения операторов сотовой подвижной связи, т.к. эксплуатация фемтосот в поездах должна происходить при непосредственном участии оператора сотовой подвижной связи. 3.Возможно внедрение только в полосах частот, где существуют федеральные лицензии операторов. 4.Существующий «федеральный» диапазон 2 ГГц имеет ограничения со стороны Минобороны России. Требуется проведение комплексной работы по разработке нормативно-правовой базы для использования фемтосот на железнодорожном транспорте. 6
Общие выводы 7 1.В краткосрочной перспективе сосредоточить усилия на реализацию подключения ж/д транспорта с помощью земных станций технологии VSAT в Ku-диапазоне (преимущественно с использованием отечественных спутниковых систем). Принять решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот в диапазоне 14/11-12 ГГц для ЗССС, располагаемых на транспортных средствах (включая ж/д транспорт), и порядке их применения на территории Российской Федерации. 2. В среднесрочной перспективе рассмотреть возможность использования земных станций Ka-диапазона (30/20 ГГц) с учетом гораздо большей пропускной способности системы (использование новых спутников Экспресс-АМ4, Экспресс-АМ5, Экспресс-АМ6). С этой целью провести исследования, разработать требования и правила применения VSAT станций в Ka-диапазоне на транспортных средствах. 3. Предпочтительным вариантом реализации услуги беспроводного доступа на ж/д транспорте в рамках действующей нормативно-правовой базы являются беспроводные локальные сети Wi-Fi. При этом наиболее приемлемым является использование диапазона ,5 МГц. 7
Выводы 8 WiFi 2400 МГц Ku-диапазон СЕЙЧАС В ПЕРСПЕКТИВЕ Ku, Ka - диапазон Ы Фемтосоты 8
Благодарю за внимание Ермилов Владимир Тимофеевич ФГУП НИИР Москва, , ул. Казакова,16