Заместитель Министра транспорта Российской Федерации В.М. Окулов Доклад «Инициативы Министерства транспорта Российской Федерации по развитию грузовых авиаперевозок на внутреннем и мировом рынках» II AirCargoForum ноябрь, 2011
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Реализация решений Первого КаргоФорума, Москва, )Создана рабочая группа Минтранса России с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, авиакомпаний и аэропортов для совместных практических действий по внедрению стандарта е-freight. 2)В соответствии с мировой практикой проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. 3)Координатором проекта является Инновационный Центр Гражданской Авиации. 4) Минтрансом России реализована НИР в результате которой разработаны: Концепция развития грузовых авиаперевозок в Российской Федерации. Программа внедрения международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок (E-freight ) в Российской Федерации. 5) В целях присоединения к Монреальской конвенции 1999 года (М99) в План законопроектной деятельности Минтранса России на гг. включена разработка законопроектов: О присоединении Российской Федерации к конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. 2
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Цель: реализация транзитного потенциала страны и развитие внутреннего спроса на грузовые авиаперевозки путем повышения конкурентоспособности услуг воздушного транспорта Российской Федерации. Концепция развития грузовых перевозок в РФ до 2020 года 3 объединить усилия федеральных и региональных властей и операторов аэропортов по привлечению в воздушное пространство Российской Федерации транзитного мирового грузопотока; обеспечить развитие аэропортов-хабов, способных обслуживать транзитные мировые грузовые авиаперевозки и мультимодальные (авто, авиа, ж/д, море) грузопотоки; обеспечить развитие единой системы организации воздушного движения для достижения высокого уровня безопасности полетов и достаточного запаса пропускной способности транзитных маршрутов; обеспечить развитие наземной инфраструктуры потенциальных аэропортов – грузовых хабов, обладающей достаточной пропускной способностью; обеспечить авиатопливное обеспечение воздушных перевозок на территории РФ в достаточном объеме и по конкурентоспособной цене; обеспечить внедрение современных производственных и информационных технологий в целях ускорения обработки грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса.
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Привлечение мировых транзитных грузовых авиаперевозок в воздушное пространство и аэропорты РФ Этап 1 (2011 по 2014 год) Развитие технических посадок: Упрощение процедуры получения разрешений на осуществление технических посадок в аэропортах РФ путем отмены требования о наличии коммерческого соглашения с назначенным перевозчиком при выдаче разрешений на техническую посадку в аэропортах РФ (для потенциальных грузовых хабов, кроме аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково) для рейсов, имеющих статус «грузовой». Этап 2 (с 2014 года). Развитие трансфера грузов в аэропортах РФ: Развитие трансфера грузов в аэропортах РФ: предоставление «пятой свободы воздуха» иностранным авиакомпаниям при выполнении рейсов имеющих статус «грузовой» через аэропорты РФ (потенциальные грузовые хабы) с учетом интересов российских авиаперевозчиков. Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок: 4
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Динамика интенсивности воздушного движения в воздушном пространстве РФ за 2005 –2010 гг. Динамика использования воздушного пространства России с целью транзита, в целом, положительная. Доля грузовых полетов составляет на сегодня 7,5 %
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Загруженность ГРУЗОВЫМИ полетами основных транзитных маршрутов ОВД в 2010 году 6
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 7 Количество ГРУЗОВЫХ полетов иностранных авиакомпаний по основным направлениям транзитных маршрутов ОВД в ВП России за годы (по всем транзитным грузовым полетам)
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Представлены 16 самых часто используемых маршрутов между Европой и Азией. Рейтинг маршрутов по количеству рейсов за 2011 год на направлении Европа - Азия 8
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Рейтинг зарубежных авиакомпаний по количеству грузовых транзитных полетов в Европу в воздушном пространстве РФ за гг.* *Данные ГК по ОрВД 9
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Рейтинг зарубежных авиакомпаний по количеству грузовых транзитных полетов в Северную Америку в воздушном пространстве РФ за гг.* 10
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 11 МаршрутыАэропорты Кроссполярная Братск, Иркутск, Омск, Сургут, Екатеринбург, Челябинск, Магадан, Якутск, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Норильск ТрансполярнаяХабаровск, Сургут ТранссибирскаяКрасноярск, Иркутск, Новосибирск Азиатская Ростов на Дону, Анапа, Грозный, Махачкала, Сочи Трансазиатская Волгоград, Белгород, Воронеж, Ульяновск, Москва (все), Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Самара, Тюмень, Уфа, Казань. ТрансвосточнаяМагадан, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Южно- Сахалинск, Благовещенск Аэропорты РФ по основным направлениям транзитных маршрутов
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации На предложенных маршрутах потенциально могут развиваться 3 российских региональных хаба Екатеринбург (Кольцово), Красноярск (Емельяново), Новосибирск (Толмачево). Примеры маршрутов на направлении Европа – Азия с техническими посадками в аэропортах РФ 12
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации На предложенных трансвосточном и кроссполярном маршрутах потенциально может развиваться российский региональный хаб в Якутске (Якутск). Маршруты на направлении Восток Северной Америки - Азия 13
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Оценка конкурентоспособности тарифов и сборов за обслуживание технических посадок: 14
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 15 Упрощение порядка выдачи виз членам экипажей воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты через аэропорты РФ. Упрощенные правила въезда, пребывания и выезда для членов экипажей воздушных судов в настоящее время действуют в отношениях с 32 государствами. По мере развития технических посадок этот перечень необходимо расширить. Развитие инфраструктуры аэродромов РФ (потенциальных грузовых ухабов) для обслуживания транзитных грузовых авиаперевозок. За 10 лет в развитие аэродромов инвестировано около 140 млрд. руб. и реконструировано 40 взлетно-посадочных полос, более 30 аэродромов. В 2011 году инвестиции составят 40 млрд. руб. До 2015 года запланированы бюджетные инвестиции в развитие аэропортовой инфраструктуры в размере около 160 млрд. руб. Действующие федеральные целевые программы необходимо скорректировать в части развития потенциальных грузовых хабов, кроме аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково. Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (1):
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 16 Совершенствование системы организации воздушного движения по транзитным маршрутам. В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от N 138 (ред. от ) с 17 ноября 2011 г. осуществлен переход на новую систему вертикального эшелонирования воздушных судов с сокращенными интервалами (RVSM), которая позволит увеличить пропускную способность воздушного пространства России в два раза. Также ФП ИВП РФ в значительной степени оптимизируют систему планирования и координирования использования воздушного пространства. Реализация ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации ( годы)» предусматривает финансирование в объеме 79896,8 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета ,8 млн. руб. Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (2):
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Изменение нормативно-правовых актов, направленные на применение «нулевой» ставки НДС для всех участков грузовой цепочки, связанных с международными грузовыми авиаперевозками. Товары и услуги Будущая налоговая ставка Экспортн. товар Транспорт. экспедит. услуги Организация и продажа перевозок Складские услуги в аэропортах Наземное обслужива ние ВС Топливо Межд. перевозки 0% Текущее администрирование 0% - тысячи бумажных документов - десятки рабочих часов - споры с налоговыми органами E-freight Необходимое администрирование - электронный реестр авианакладных Текущая налоговая ставка 0% 18% Без НДС0% Без НДС0% Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (3): 17
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 18 Изменение регулирования в части осуществления контроля уровня оптовых цен и маржи нефтяных компаний на уровне не выше мировых цен PLATTS (Rotterdam/Singapore). Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (4): Средняя цена в 2010 году – руб./тонну *по данным ЦРТ Цены на авиакеросин в России выше мировых в среднем на 10 % - 25 %.
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 19 Внедрение в Российской Федерации стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарт e-freight). Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (5): План-график Пилотного Проекта по внедрению e-Freight
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 20 Развитие мультимодальных перевозок на базе аэропортов – грузовых хабов, прежде всего, по бизнес-модели «авто-авиа», а также выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования деятельности логистических (3PL) операторов. Необходимо развивать рынок логистических услуг по технологии «от двери до двери» используя автопарки, склады с тем, чтобы осуществлять перевозку с минимальными для заказчика издержками. В настоящее время российский рынок 3PL-логистики представлен преимущественно крупными международными компаниями (FM Logistic, Panalpina, ABX Logistic, Kuehne+Nagel). Для развития крупных российских мультимодальных транспортных узлов на базе грузовых аэропортов необходимо (на первоначальном этапе) введение системы государственного регулирования логистической деятельности. Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (6):
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 21 Применение ст. 178 и ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном оформлении авиационных запчастей в целях упрощения и ускорения таможенных процедур. Анализ мирового опыта по доставке авиазапчастей показывает, что средние сроки поставки комплектующих и оборудования составляют 72 часа, а в ситуации «самолет на земле» доставка запасных частей, агрегатов и необходимого для оперативного восстановления работоспособности воздушных судов оборудования составляет 24 часа. В то время как аналогичные сроки в России нередко составляют от двух недель до нескольких месяцев. Для повышения конкурентоспособности российских аэропортов на мировом рынке и поддержки развития баз технического обслуживания необходимо проработать вопрос о применении при таможенном оформлении авиазапчастей статьи 178 (Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру) и ст. 197 (Выпуск товаров до подачи таможенной декларации) Таможенного кодекса Таможенного союза. Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (7):
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации 22 Поддержка льготных условий ввоза грузовых ВС разной размерности и запчастей для них на территорию стран Таможенного союза, учитывая интересы российского авиапроизводства. Инициатива Минтранса России по развитию грузовых авиационных перевозок (8): Ан-2659 Ил-7656 Ан Ан-1216 Ан-3012 Boeing 747F11 Ил-964 MD-113 Ан-323 Дефицит предложения со стороны авиакомпаний из-за дефицита парка грузовых воздушных судов всех классов. По данным Росавиации в эксплуатации в настоящее время находится 173 грузовых воздушных судна, большая часть из которых устарела. 80% грузовых авиаперевозок осуществляется на парке ВС Группы компаний «Волга-Днепр»: 11 ВС типа В и 10 ВС типа АН –124. Основной объем грузовых авиаперевозок 52,5% перевозится на грузовых ВС, остальной - 47,5% - в грузовых отсеках пассажирских ВС (belly cargo). Для обеспечения развития парка воздушных судов российских авиакомпаний необходимо полное освобождение от таможенных пошлин при ввозе гражданских грузовых самолетов. Указанное освобождение должно действовать в части не противоречащей интересам российской авиационной промышленности.
Министерство транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Потенциальные доходы от обслуживания грузовых авиаперевозок В настоящее время через территорию РФ осуществляется пролетов рейсов со статусом «грузовой», которые потенциально могут совершать технические посадки в аэропортах РФ, из них только совершают их в настоящее время. 23