Генеральный директор ОАО «ВГК» В.М. Евдокименко «О формировании новой модели рынка международных грузовых железнодорожных перевозок на пространстве 1520»
ОАО «ВГК»: от создания до состоявшегося участника рынка грузовых железнодорожных перевозок 2 Парк ОАО «ВГК» на г. 173,4 тыс. вагонов Парк ОАО «ВГК» на г. 173,4 тыс. вагонов - 3 тыс.ваг. ПВ КР ПЛ прочие Вагоны в оперировании, в аренде и ВСП, тыс. ед. (на конец месяца) Структура грузовой базы ОАО «ВГК» Крупнейшие клиенты ОАО «ВГК» тыс.ваг. - 10,1 тыс.ваг. - 24,3 тыс.ваг.
Доля ОАО «ВГК» в парке грузовых вагонов РФ в апреле 2012 года 3 3 ОАО «ВГК» - крупнейший российский оператор универсальных вагонов Парк РФ Парк полувагонов
Участие ОАО «ВГК» в международных перевозках 4 71,4 млрд. т- км Структура перевозок ОАО "ВГК" по видам сообщения в I квартале 2012г Структура грузов ОАО "ВГК" перевозимых в международном сообщении в I квартале 2012г, тыс. т. Динамика удельного веса ОАО "ВГК" в международных перевозках в универсальном подвижном составе в гг.
Структурные изменения на рынке международных железнодорожных перевозок в условиях развития рынка оперирования вагонами 5 Количество собственников грузовых вагонов на территории РФ, стран СНГ и Балтии составляет в настоящее время около 2 600, из них: 16 компаний с количеством вагонов более 10 тыс. ед. владеют 48% всего парка; 138 компаний с количеством вагонов от 1 до 10 тыс. ед. владеют 24% всего парка; 2,45 тыс. компаний с количеством вагонов менее 1 тыс. ед. владеют 28% парка. Количество собственников грузовых вагонов на территории РФ, стран СНГ и Балтии составляет в настоящее время около 2 600, из них: 16 компаний с количеством вагонов более 10 тыс. ед. владеют 48% всего парка; 138 компаний с количеством вагонов от 1 до 10 тыс. ед. владеют 24% всего парка; 2,45 тыс. компаний с количеством вагонов менее 1 тыс. ед. владеют 28% парка. Изменение структуры парка грузовых вагонов РФ, стран СНГ и Балтии по собственности
Основные цели и задачи по формированию новой модели рынка международных грузовых железнодорожных перевозок на пространстве колеи Обеспечение устойчивого функционирования рынка грузовых железнодорожных перевозок ЦЕЛИ ЗАДАЧИ 2. Повышение эффективности использования вагонного парка 3. Снижение нагрузки на инфраструктуру железнодорожного транспорта 4. Снижение совокупных транспортных затрат для грузовладельцев
Формирование новой РЕГУЛЯТОРНОЙ МОДЕЛИ рынка грузовых железнодорожных перевозок на пространстве колеи 1520 в условиях доминирования приватного парка 7 Законодательное определение и нормирование деятельности нового профессионального участника рынка – оператора подвижного состава
Формирование эффективной технологии управления парками приватных вагонов на пространстве колеи Участие операторов (собственников) подвижного состава или их профессиональных объединений в процессе планирования и нормирования перевозок грузов и порожних вагонов Разработка и внедрение нового плана формирования порожних вагонопотоков с учётом логистических схем крупнейших операторов Повышение уровня отправительской и технической маршрутизации порожних приватных вагонопотоков, а также повышение уровня сдвоенных операций Адаптация существующей технологии национальных железнодорожных администраций Воссоздание общего парка вагонов через механизм привлечения приватных вагонов в ЕСУ ПГВ Разработка нормативных документов и отдельных положений, определяющих особенности взаиморасчетов между сторонами- собственницами за пользования вагонами Единого парка Разработка договорной базы, определяющей взаимоотношения стороны-собственницы с владельцами вагонов Совершенствование тарифообразования стран- участниц ЕСУ ПГВ при перевозке грузов в вагонах Единого парка
Основные цели действия соглашения о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов 9 Повышение эффективности управления перевозочным процессом Снижение нагрузки на инфраструктуру железнодорожного транспорта Гарантированное обеспечение грузоотправителей погрузочными ресурсами на пространстве колеи 1520 Повышение эффективности работы подвижного состава, его рациональное использование и оптимизация количества вагонов на пространстве колеи 1520 Снижение тарифной нагрузки на пользователей услуг железнодорожного транспорта и обеспечение ее прогнозируемости
Преимущества использования механизма ЕСУ ПГВ для различных участников перевозочного процесса 10 Преимуществ передачи вагонов в ЕСУ ПГВ для собственника подвижного состава существенно меньше чем для других участников рынка перевозок, что требует весомого стимулирования владельца подвижного состава (например, за счет привлекательных условий привлечения вагонов – не ниже рыночной ставки аренды) Для собственника вагона: Гарантированная доходность вагона Для собственника вагона: Гарантированная доходность вагона Преимущества функционирования ЕСУ ПГВ Для пользователя транспортных услуг Обезличенность парка; Публичные условия предоставления вагонов под перевозку; Государственно регулируемые тарифы; Взаимодействие только с РЖД по всем вопросам организации перевозок Для пользователя транспортных услуг Обезличенность парка; Публичные условия предоставления вагонов под перевозку; Государственно регулируемые тарифы; Взаимодействие только с РЖД по всем вопросам организации перевозок Для перевозчика/владельца инфраструктуры: Использование технологии общего парка и его обезличенность; Простота администрирования и планирования; Снижение непроизводительной нагрузки на инфраструктуру; Повышение эффективности работы инфраструктуры и подвижного состава. Для перевозчика/владельца инфраструктуры: Использование технологии общего парка и его обезличенность; Простота администрирования и планирования; Снижение непроизводительной нагрузки на инфраструктуру; Повышение эффективности работы инфраструктуры и подвижного состава. ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВАГОНОВ – ДОЛГОСРОЧНАЯ АРЕНДА (от полугода и более, публичная оферта или аукцион) ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВАГОНОВ – ДОЛГОСРОЧНАЯ АРЕНДА (от полугода и более, публичная оферта или аукцион)
Потенциальные проблемы и риски при реализации Соглашения ЕСУ ПГВ 11 Государственное тарифное регулирование при перевозках в вагонах общего парка, предусматривающее следующие подходы к тарифообразованию: Фиксированная вагонная составляющая в тарифе, исключающая возможность привлечения вагонов на рыночных условиях Фиксированные среднесетевые условия эксплуатации вагонов в тарифе на инфраструктуру ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТЫ ПАРКА ВАГОНОВ, ПЕРЕДАННЫХ В ЕСУ ПГВ, их использование на потенциально неэффективных направлениях, с формированием грузовой базы по остаточному принципу ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТЫ ПАРКА ВАГОНОВ, ПЕРЕДАННЫХ В ЕСУ ПГВ, их использование на потенциально неэффективных направлениях, с формированием грузовой базы по остаточному принципу В результате парк ЕСУ ПГВ может быть вытеснен с перевозок: осуществляемых отправительскими маршрутами; высокодоходных грузов (грузов 3 тарифного класса); с направлений с малым коэффициентом порожнего пробега. Что не позволит получить ЖД администрациям доходы, достаточные для расчетов с собственниками вагонов В результате парк ЕСУ ПГВ может быть вытеснен с перевозок: осуществляемых отправительскими маршрутами; высокодоходных грузов (грузов 3 тарифного класса); с направлений с малым коэффициентом порожнего пробега. Что не позволит получить ЖД администрациям доходы, достаточные для расчетов с собственниками вагонов
12 Положения, требующие проработки, для обеспечения условий функционирования ЕСУ ПГВ БЕЗ РЕШЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЗАДАЧ ФУНКЦИНИРОВАНИЕ ЕСУ ПГВ БУДЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕВЫГОДНО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ И НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНО ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ВАГОНОВ БЕЗ РЕШЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЗАДАЧ ФУНКЦИНИРОВАНИЕ ЕСУ ПГВ БУДЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕВЫГОДНО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ И НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНО ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ВАГОНОВ 1 Изменение системы тарифообразования на перевозку грузов в вагонах общего парка в части учета рыночной цены привлечения (аренды) вагона в ЕСУ ПГВ и синхронизация подходов тарифообразования на территории всех стран Содружества; 2 Разработка отдельного порядка пользования вагонами Единого парка в рамках «Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств», учитывающих ценовые условия привлечения вагонов каждой стороной- собственницей 3 Регламентация технологии передачи и вывода парка в/из ЕСУ ПГВ; 4 Обеспечение гарантий сохранности парка, в том числе вагонного литья, колесных пар при эксплуатации вагонов и их ремонте не на территории страны-собственницы вагонов 5 Разработки порядка привлечения парка приватных вагонов в ЕСУ ПГВ, обеспечивающего публичность и прозрачность ценообразования ставки аренды (привлечения), а также ее соответствия рыночным условиям аренды подвижного состава Создание привлекательных условий для собственников вагонов для их передачи в ЕСУ ПГВ Создание условий для безубыточной эксплуатации железнодорожными администрациями вагонов, переданных в ЕСУ ПГВ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ