Транзитное плавание по Северному морскому пути. Преимущества и проблемы.
Транзитное плавание по СМП является неотъемлемой частью Международного транспортного коридора Запад-Восток-Запад
Россия обладает банком данных плавания по арктическим трассам более чем за 70 лет, в том числе и транзитного плавания по СМП. Перевозка грузов по СМП не прекращалась даже в годы Второй Мировой войны. Несмотря на все трудности, объем перевозки грузов по СМП в военные годы увеличился на 30%
Ежегодные транзитные перевозки по СМП Количество судов Объем перевозок (тысячи тонн) Основные типы грузов Европа – Дальний Восток Основные типы грузов Дальний Восток - Европа Химикаты (калийные соли, удобрения, хлорид калия), металлопрокат Лесоматериалы (Финляндия, Швеция – Япония) Переработанная сельскохозяйственная продукция (рис, соя, жмых из Китая и Таиланда), магнезит, шпат
Ежегодные транзитные перевозки по СМП Представленные в таблице данные по транзитным перевозкам подтверждают возможность использования СМП как транзитной трассы. Лучший результат был достигнут в 1993 году. В течение одной навигации было проведено 22 судна и перевезено 226 тыс. т. транзитных грузов. Большинство транзитных судов были под Российским, Советским флагом. Грузы, перевозимые по трассе, были в основном грузами иностранных фрахтователей (ГИФ). В течение следующих 10 лет транзит носил случайный характер – в отдельные годы не более 1-3 рейсов.
Транзитное плавание по СМП. Определение и границы. Согласно Правилам плавания по трассам СМП, его границами на Западе являются Западные входы в Новоземельские проливы*: Карские ворота и Югорский шар, а также меридиан, проходящий на Север от мыса Желания. На Востоке границей является параллель 66 0 Северной широты в Беринговом проливе и меридиан Западной долготы. Транзитным рейсом считается плавание судна по всей длине трассы при котором оно пересекает обе границы. Плавание судна с пересечением одной границы является арктическим каботажем. * Новоземельский пролив Маточкин шар закрыт для гражданского судоходства.
Знаменательные транзитные рейсы по СМП: Во время летней навигации 1967г. т/х «Нововоронеж» ОАО «Мурманское морское пароходство» (DWT около 5 тыс. тон, ледовый класс ARC 4) выполнил двойной рейс по Северному морскому пути по маршруту Гамбург-Япония-Мурманск, затратив сего 57 дней, включая стоянку в Японии под грузовыми операциями. В 1989г. также во время летней навигации т/х «Тикси» ОАО «Мурманское морское пароходство» (типа «Норильск», DWT 20 тыс. тонн, ледовый класс ARC 7) повторил такой двойной рейс по СМП по маршруту Западная Европа – Япония – Китай – Европа, затратив 47 дней. В июле 1990г. т/х «Кола» ОАО «Мурманское морское пароходство» (типа «Норильск», DWT 20 тыс. тонн, ледовый класс ARC 7) прошел от Гамбурга до Японии через СМП за 19 дней, причем на проход СМП он потратил только 8 дней. Однако во время экспериментального рейса в марте 1993г. при самых трудных ледовых условиях атомный ледокол типа «Арктика» смог провести судно типа «Норильск» по всей трассе только за 28 дней. В Августе-Сентябре 2010г., впервые в истории СМП, по трассе прошло судно водоизмещением более 100 тыс. т. Танкер «СКФ Балтика» (класс Афрамакс) доставил из Мурманска в Китай (порт Ниньбао) груз газоконденсата, затратив на это 23 дня. Прохождение трассы СМП заняло 10 дней.
Начиная с 2007 года число транзитных рейсов по СМП стало увеличиваться Начиная с 2007 года число транзитных рейсов по СМП стало увеличиваться.
Транзитные рейсы по СМП 2007 год
Транзитные рейсы по СМП 2008 год
Транзитные рейсы по СМП 2009 год
Транзитные рейсы по СМП 2010 год
SCF Baltica Ледовый класс – 1A Super (Arc5) Дедвейт – 117K mt Размеры – 249,80 / 44,00 / 22,00 м Мощность – hp Средняя скорость – 14,0 kn Загрузка – mt газоконденсата Осадка 11,0 м
Nordic Barents
т/х «Георг Отс» Год постройки Судовладелец – ФГУП «Росморпорт» Дедвейт – тонн Длина (наибольшая) – 134,5 м. Ширина – 21,0 м. Осадка – 5,8 м. Суммарная мощность главных двигателей – 12,800 кВт. Ледовый класс – Ice3 (РМРС), Arc4 (РМРС) при условии суммарной мощности главных двигателей до 11,400 кВт
Сравнение экономической составляющей рейсов трех разных судов при прохождении ими трассы СМП и Суэцкого канала Танкер «СКФ Балтика» класса «Афрамакс», груз тн газоконденсата. Северный морской путь. Время в пути - 23 суток На трассе СМП 10 - суток Выход из Мурманска Приход в порт Нинбо (Китай) Расход топлива - 51т/сутки (данные судовладельца) Стоимость топлива - 430,00 USD за 1т Суточная стоимость судна с топливом ,00 USD (экспертная оценка) Расходы по рейсу судна на ходу – ,00 USD Тариф по проводке судов по СМП* для наливных грузов - 625,00 руб./1т (вкл. НДС) или 20,8 USD (усредненный курс 30,00 руб/долл США). Стоимость проводки судна по СМП с грузом ,00 USD. Итого: ,00 USD Суэцкий канал. Время в пути 38 суток, включая 1 сутки на прохождение Суэцкого канала Средняя скорость 14 узлов, с учетом штормовых 13.3.узла. Расход топлива 51т в сутки Стоимость топлива 430,00 USD за 1т Суточная стоимость судна с топливом ,00 USD (экспертная оценка) Расходы по рейсу судна на ходу – ,00 USD Стоимость проводки по каналу (данные Администрации канала на Август 2010) для судна класса Афрамакс – ,00 USD. Итого: ,00 USD Резюме. Экономия по времени – 15 суток Убыток – ,00 USD * Согласно Приказу 322-т от Федеральной службы по тарифам
Грузовое судно балкер Nordic BarentsГруз т, железная руда Северный морской путь. Время в пути – 22,5 суток На трассе СМП - 8 суток Выход из Киркинеса Приход в порт Ляньюньбян в Желтом море (Китай) Расход топлива – 27т/сутки Стоимость топлива - 450,00 USD за 1т Суточная стоимость судна с топливом ,00 USD (данные судовладельца) Расходы по рейсу судна на ходу – ,00 USD Тариф по проводке судов по СМП* для навалочных грузов - 834,00 руб./1т (вкл. НДС) или 27,8 USD (усредненный курс 30,00 руб/долл США). Стоимость проводки судна по СМП с грузом ,00 USD. Итого: ,00 USD Суэцкий канал. Время в пути 38 суток, включая 1 сутки на прохождение Суэцкого канала Средняя скорость 14 узлов, с учетом штормовых 13,3.узла. Расход топлива 27т в сутки (данные судовладельца) Стоимость топлива 450,00 USD за 1т (данные судовладельца) Суточная стоимость судна с топливом ,00 USD (данные судовладельца) Расходы по рейсу судна на ходу – ,00 USD Стоимость проводки по каналу – ,00 USD(данные судовладельца). Итого: ,00 USD Резюме. Экономия по времени – 15,5 суток Убыток – ,00 USD * Согласно Приказу 322-т от Федеральной службы по тарифам
Пассажирское судно Георг Отс, полное водоизмещение 9 800т Северный морской путь (данные судовладельца) Время в пути – 30 суток На трассе СМП - 12 суток Выход из Мурманска Приход в порт Владивосток Средняя скорость 11 узлов Расход топлива – нет данных Стоимость топлива - нет данных Суточная стоимость судна с топливом – нет данных Расходы по рейсу судна на ходу – ,00 USD (данные судовладельца) Тариф по проводке судов по СМП для «иных судов»* ,00 руб./1т полного водоизмещения (вкл. НДС) или 39,3 USD (усредненный курс 30,00 руб/долл США). Стоимость проводки судна по СМП с грузом USD. Итого: ,00 USD Суэцкий канал (данные судовладельца) Время в пути 50 суток, включая 1 сутки на прохождение Суэцкого канала Средняя скорость 11 узлов Расход топлива - нет данных Стоимость топлива - нет данных Суточная стоимость судна с топливом – нет данных Расходы по рейсу судна на ходу (включая заходы в порты) – ,00 USD (данные судовладельца) Стоимость проводки по каналу – ,00 USD(данные судовладельца). Итого: ,00 USD Резюме. Экономия по времени – 20 суток Экономия – ,34 USD * Согласно Приказу 337-т/9 от
В этой экспертной оценке не учтено возможное увеличение страховой учетной ставки на СМП в связи с дополнительными рисками повреждений судна при плавании во льдах Арктики, что увеличит расходы судовладельца. С другой стороны, при плавании через Суэцкий канал, из-за угрозы нападения на судно пиратов в Аденском заливе, судовладельцы вынуждены нанимать вооруженную охрану, которая обходится в долларов США за один проход судна. Имеются сведения, что отдельные судовладельцы, опасаясь нападения пиратов в Аденском заливе, направляют свои суда из Европы на Дальний Восток вокруг Африки, что удлиняет прохождение маршрут на суток, по сравнению плаванием по СМП. Тщательно проработанный и подготовленный ОАО «Совкомфлот» совместно с ФГУП «Атомфлот» удачный транзитный проход по СМП крупнотоннажного танкера вызвал интерес у судовладельцев и грузовладельцев. В результате в настоящий момент исследуется вопрос подачи заявок на проводку судов по трассам СМП в 2011 году. Ведутся переговоры по проводке 5-ти крупнотоннажных танкеров и 5-6-ти балкеров по СМП в 2011 году. Важной проблемой, связанной с регулярной и эффективной работой СМП, является восстановление его инфраструктуры. В 2010 году ФГУ «Гидрографическое предприятие» выполнило промеры глубин на трассах СМП, которые из-за недостаточности финансирования ранее проводились нерегулярно. Не решен вопрос бункеровки проводимых по СМП судов. Суда компании «AB Rederi Transatlantic» (Швеция), члена Партнерства, дважды проходили из района Аляски в район Северного моря через СМП. Компания рассчитывает использовать СМП регулярно. В связи с этим компанию интересует возможность бункеровки в районе трассы. Не решен вопрос аварийного и срочного ремонта на трассе СМП. Особенно это актуально в Восточной части СМП. Ранее в порту «Провидения» располагалась крупнейшая Гидрографическая база (место базирования гидрографических судов), нефтебаза, у причалов которой бункеровались крупные суда, мастерские по ремонту судов, водолазная станция. В 1983 году во время экстремально-тяжелой ледовой навигации в Восточном районе («Обвал Айонского ледового массива») т/х «Коля Мяготин» получил тяжелые ледовые повреждения. Именно в «Провидения» был выполнен ремонт, необходимый для возвращения судна к месту базирования. Многие арктические суда, получившие ледовые повреждения, ремонтировались в порту «Провидения» перед выходом в Тихий океан. Для обеспечения активности плавания транзитных судов по СМП, в том числе и иностранных, должны быть определены места бункеровки, аварийного ремонта, водолазного осмотра на й трассе. Такими местами для морских судов могут стать причалы Певека, Диксона и другие. Для иностранных судов необходимо предусмотреть подготовку разрешений для захода в эти порты, поскольку они закрыты для захода иностранных судов. При выполнении этих условий СМП станет соответствовать своему определению: «СМП – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ в Арктике (135-ФЗ ст.14)»
Rossiya Nuclear Icebreaker Владимир Михайличенко Исполнительный директор «Некоммерческое Партнерство по координации использованию Северного морского пути» , Москва, ул. Вавилова д.,7 оф..521 Тел/факс Спасибо за внимание