ф М ] И.Трунин Налоговая политика: вызовы нового десятилетия 22 января 2010 года
ф М ] СЛАЙД2 Налоговые доходы бюджета расширенного правительства в прошедшем десятилетии (% ВВП)
ф М ] СЛАЙД3 Структурная и конъюнктурная составляющие налоговых доходов бюджета расширенного правительства в 2002 – 2007 гг. (% ВВП)
ф М ] СЛАЙД4 Факторы увеличения бюджетных доходов расширенного правительства в прошедшем десятилетии Благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках Экономический рост, обусловленный различными причинами Налоговая реформа: - расширение налоговой базы при сокращении налоговых ставок; - создание эффективной системы изъятия сырьевой ренты в текущих условиях; - увеличение степени исполнения налогового законодательства экономическими агентами
ф М ] СЛАЙД5 Динамика расходов бюджета расширенного правительства и федерального бюджета (% ВВП)
ф М ] СЛАЙД6 Изменение доходов бюджета расширенного правительства за январь-ноябрь 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (% ВВП) % ВВП НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ-5,6 Налог на прибыль организаций-2,94 НДФЛ0,28 Налоги и взносы на социальные нужды0,43 НДС0,01 Акцизы0,06 НДПИ-1,58 Таможенные пошлины-2,33 Налоги на совокупный доход0,01 Налоги на имущество0,32
ф М ] СЛАЙД7 Динамика налоговых доходов бюджетов в некоторых странах ОЭСР в 2005 – 2008 гг. (% ВВП) Канада 33,433,533,332,2 США27,528,228,326,9 Франция 43,944,043,543,1 Германия34,835,636,236,4 Италия 40,842,343,543,2 Великобритания 35,836,636,135,7 Испания 35,736,737,233,0 Австрия 42,341,842,342,9 Греция 31,431,232,031,3 Исландия 40,641,540,936,0
ф М ] СЛАЙД8 «Факторы риска» для устойчивости положительного бюджетного сальдо в долгосрочной перспективе 1. Снижение доходов от добычи и экспорта углеводородного сырья 2. Возрастающая нагрузка на бюджет, связанная с необходимостью поддерживать принятые параметры пенсионной системы 3. Формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 4. Расширение применения налоговых льгот и специальных налоговых режимов, связанных с налоговыми льготами
ф М ] СЛАЙД9 Прогноз доходов бюджетов от НДПИ на нефть и экспортной пошлины на нефть до 2020 года в условиях действующей налоговой системы Вариант 1 Цена Юралс, долл./барр.5863,972,4 Сумма НДПИ на добытую нефть, % ВВП 1,8%0,9%0,8% Сумма экспортной пошлины на вывозимую нефть, % ВВП 3,3%2,4%1,9% Вариант 2 Цена Юралс, долл./барр.6994,5108,3 Сумма НДПИ на добытую нефть, % ВВП 2,1%0,8%0,6% Сумма экспортной пошлины на вывозимую нефть, % ВВП 3,9%2,9%2,1%
ф М ] СЛАЙД10 Некоторые показатели прогноза российской пенсионной системы до 2020 года
ф М ] СЛАЙД11 Основная задача налоговой политики на ближайшее десятилетие Создание такой налоговой системы, которая в максимальной степени обеспечивает устойчивость бюджетных доходов для финансирования принятых обязательств, одновременно располагая инструментами для сглаживания резких колебаний доходов в условиях внешних шоков
ф М ] СЛАЙД12 Инструменты налоговой политики в среднесрочной перспективе 1. Максимальное использование доходного потенциала косвенных налогов – НДС и акцизов 2. Минимизация сферы применения специальных налоговых режимов, связанных с применением пониженных налоговых ставок 3. «Тонкая настройка» системы налогообложения добычи и экспорта нефти, не допускающая резкого снижения нефтегазовых доходов бюджета и не препятствующая освоению новых месторождений 4. Более полное использование потенциала имущественных налогов 5. Развитие налогового и таможенного администрирования, создание препятствий для уклонения от налогообложения с одновременным снижением издержек по исполнению налогового законодательства для добросовестных налогоплательщиков – повышение конкурентоспособности российской системы