Разграничение налоговых полномочий и проблемы фискальной автономии субнациональных властей в среднесрочной перспективе Москва – 22 декабря 2004 года И.В.Трунин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
Advertisements

Опыт проведения фискальной децентрализации в России Астана, РК – 20 мая 2004 года И.В.Трунин Институт экономики переходного периода
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Рабочая группа по региональной политике и децентрализации полномочий в сфере государственного управления Предложения по вопросам децентрализации полномочий.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
Муниципальное образование «Великопольское сельское поселение»
Десятилетие налоговой реформы в России: итоги и перспективы Петрозаводск, мая 2002 г.
Выполнили: Бильтаева Ферида Филатова Оксана Москва 2014.
Урок II Бюджет и источники его наполнения. План урока Понятие «бюджет» Порядок утверждения бюджета Структура бюджета: - доходы бюджета - расходы бюджета.
Об условиях социально-экономического развития Архангельской области и взаимоотношениях между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований на.
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
Финансовые перспективы разграничения полномочий в Саратовской области Назаров В.С. г. Саратов 13 июня 2013 г.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
ПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ «О бюджете городского округа Звездный городок Московской области на 2018 год и плановые 2019 и 2020 годы»
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Правовые основы налоговой системы. Вопросы темы Система налогов и сборов Налоговая система.
1 Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ.
Транксрипт:

Разграничение налоговых полномочий и проблемы фискальной автономии субнациональных властей в среднесрочной перспективе Москва – 22 декабря 2004 года И.В.Трунин Институт экономики переходного периода

Основные изменения в распределении налоговых полномочий 2 Основные региональные и местные налоги до реформы гг. Налог на прибыль организаций (частично) Налог на пользователей автодорог Налог на содержание объектов ЖКХ и социальной сферы Налог на имущество организаций Налог с продаж Налог на землю Налог на имущество физических лиц Налог на рекламу Налог на игорный бизнес Прочие региональные и местные налоги и сборы Основные региональные и местные налоги с гг. Налог на прибыль организаций (частично) Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог Налог на недвижимость Земельный налог Единый налог на вмененный доход (частично регулирование) "Самообложение"

Налоговые доходы бюджетов различных уровней (% ВВП) 3

Подходы к распределению налоговых полномочий между уровнями власти 4 Традиционный подход Субнациональные власти: - наименее мобильные виды налоговой базы. - налоги на доход – только при возможности администрирования глобальной налоговой базы - целевые пользовательские сборы. Национальные власти: - прогрессивные налоги с перераспределительной функцией - стабилизационные налоги - неравномерно распределенная налоговая база - целевые пользовательские сборы Теория общественного выбора Политическая децентрализация государства должна сопровождаться децентрализацией расходных и доходных полномочий Избиратели должны нести бремя по уплате налога в той степени, в которой они получают выгоды от производимых правительством общественных благ Для обеспечения межтерриториальной конкуренции и повышения эффективности налоговой системы субнациональные налоги должны вводиться на мобильную налоговую базу

Ограничения, связанные с распределением налоговых полномочий в России Отсутствие конституционно закрепленных сфер ответственности в налоговой политике Общая неразвитость налоговой системы и налогового администрирования Политические факторы не позволяют передать на субнациональный уровень большой объем полномочий Наличие нефинансируемых мандатов Ограничения, связанные с налогообложением недвижимости и пользовательскими платежами 5

Основные достижения Проекта Разработка подходов к разграничению полномочий в области предоставления бюджетных услугРазработка подходов к разграничению полномочий в области предоставления бюджетных услуг Разработка подходов к системе распределения финансовой помощи, направленных на создание положительных фискальных стимуловРазработка подходов к системе распределения финансовой помощи, направленных на создание положительных фискальных стимулов Разработка механизмов создания ответственности за неэффективное управление общественными финансамиРазработка механизмов создания ответственности за неэффективное управление общественными финансами Разработка подходов к разграничению налоговых полномочий в среднесрочной перспективеРазработка подходов к разграничению налоговых полномочий в среднесрочной перспективе 6

Перспективы распределения налоговых полномочий между уровнями Налог на доходы физических лиц: Основной источник налоговых доходов консолидированных региональных бюджетовОсновной источник налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов Переход к зачислению в бюджет по месту жительства налогоплательщика (по мере разработки соответствующих механизмов)Переход к зачислению в бюджет по месту жительства налогоплательщика (по мере разработки соответствующих механизмов) Активизация передачи налога в муниципальные бюджетыАктивизация передачи налога в муниципальные бюджеты Переход к возможности дифференциации налоговых ставок региональными властямиПереход к возможности дифференциации налоговых ставок региональными властями 7

Переход к единому налогу на недвижимость (налог на жилую недвижимость местные бюджеты, коммерческую недвижимость бюджеты субъектов РФ)Переход к единому налогу на недвижимость (налог на жилую недвижимость местные бюджеты, коммерческую недвижимость бюджеты субъектов РФ) Децентрализация полномочий в отношении регулирования некоторых видов акцизовДецентрализация полномочий в отношении регулирования некоторых видов акцизов Расширение пределов регулирования в рамках существующих полномочий (налог на имущество, транспортный налог)Расширение пределов регулирования в рамках существующих полномочий (налог на имущество, транспортный налог) Развитие пользовательских сборов на местном уровнеРазвитие пользовательских сборов на местном уровне Создание собственных органов налогового администрирования (по мере разграничения полномочий и сохранения выборных властей)Создание собственных органов налогового администрирования (по мере разграничения полномочий и сохранения выборных властей) 8 Перспективы распределения налоговых полномочий между уровнями

Сохранение на федеральном уровне налоговых полномочий и налоговых доходов от НДС, налогов на природные ресурсы, внешнюю торговлюСохранение на федеральном уровне налоговых полномочий и налоговых доходов от НДС, налогов на природные ресурсы, внешнюю торговлю Централизация полномочий по регулированию налога на прибыль организацийЦентрализация полномочий по регулированию налога на прибыль организаций Совершенствование процедур межбюджетного регулирования, направленных на создание жестких бюджетных ограничений на региональном уровнеСовершенствование процедур межбюджетного регулирования, направленных на создание жестких бюджетных ограничений на региональном уровне 9

Перспективы совершенствования системы межбюджетных трансфертов Переход к учету налоговых усилий по мере децентрализации налоговых полномочийПереход к учету налоговых усилий по мере децентрализации налоговых полномочий Отказ от выделения дополнительной финансовой помощи вне заранее объявленных процедурОтказ от выделения дополнительной финансовой помощи вне заранее объявленных процедур Отказ от выделения бюджетных ссуд и прочих средств на погашение кредиторской задолженности регионовОтказ от выделения бюджетных ссуд и прочих средств на погашение кредиторской задолженности регионов Сокращение каналов перечисления средств из федерального бюджетаСокращение каналов перечисления средств из федерального бюджета 10

Изменение объема финансовой помощи бюджетам других уровней в законах о федеральном бюджете (подраздел 21 01) 11

Доля межбюджетных трансфертов, распределенных между субъектами Российской Федерации законом о федеральном бюджете (по состоянию на конец финансового года) год2003 год 2004 год Распределено между субъектами Федерации законом о федеральном бюджете на конец финансового года (млрд. руб.) 220,5290,8307,0 Распределено между субъектами Федерации законом о федеральном бюджете на конец финансового года (%) 88%83%88% Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно- коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления 7,010,35,0 Фонд финансовой поддержки регионов147,5173,2175,8 Фонд компенсаций40,843,851,6 Фонд софинансирования социальных расходов13,7 Субвенции и субсидии ЗАТО11,514,014,3 Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (частично) 1,421,8 Субсидии на проведение оздоровительной кампании детей и подростков1,21,7 Дотации на возмещение потерь по акцизам6,036,8

Структура федеральной финансовой помощи регионам в годах (% ВВП) 13