« Модели компетентностно- ориентированных измерителей для аттестации студентов » В.И. Звонников Государственный университет управления
Проблемы и трудности реализации компетентностного подхода Мета-латентная природа компетенций Отсроченный характер проявления в профессиональной деятельности Междисциплинарный характер компетенций Отсутствие профессиональных стандартов Отсутствие налаженных связей с работодателями Недостатки ФГОС (избыточное число компетенций, излишняя раздробленность формулировок, частичное пересечение и т.д.) Необходимость учета контекстных факторов (предыстории обучения, способностей и т.д.)
Виды компетентностно-ориентированных измерителей Тесты для текущего контроля (компетенции не проверяют) Тесты для итогового контроля (компетенции проверяют, если обладают высокой прогностической валидности) Кейс-измерители Тесты практических умений
Граничные условия для построения модели Реализация компетентностного подхода Высокая объективность (надежность), обоснованность (валидность) и сопоставимость результатов измерений Обоснованность критериев для принятия решения для каждого диапазона освоения компетенций Связь модели с работой по развитию системы сертификации квалификаций на основе профессиональных стандартов Использование уровневой шкалы с диапазонами освоения компетенций, совмещающей количественный и качественный анализ
Современные тенденции в измерениях для управленческих решений Многоступенчатые модели измерителей используются для повышения точности и обоснованности управленческих решений
Модель 1 (Бинарное решение: компетентен или не компетентен Компетентен Не компетентен Пороговый балл Компетентностно- ориентированный субтест или собеседование в форме структурированного интервью Субтест для проверки основных знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей
Модель Диапазон высокой компетентности Диапазон минимальной компетентности Пороговый балл Мини-кейс или собеседование в форме структурированного интервью Субтест для проверки основных знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей (задания с выбором ответов) Диапазон базовой компетентности Компетентностно- ориентированный субтест для оценки уровня освоения компетенций (задания с конструируемыми ответами) Пороговый балл
Модель Полностью компетентен Базовый уровень Мини-кейс или собеседование в форме структурированного интервью Продвинутый уровень Компетентностный субтест или практические задания Минимальный уровень Полностью не компетентен Компетентностный субтест или практические задания Субтест из заданий с выбором ответов для проверки знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей
Модель Диапазон высокой компетентности Диапазон минимальной компетентности Собеседование в форме структурированного интервью Субтест из заданий с выбором ответов для проверки знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей Диапазон базовой компетентности Практические задания в режиме имитации или в реальной ситуации
Диапазон высокой компетентности Задания в форме кейса проблемного характера (5 - 7 заданий) Диапазон базовой компетентности Компетентностные тесты (задания с конструируемым ответом) или тесты практической деятельности в профессиональной области ( заданий) Диапазон минимальной компетентности Тест с выбором ответов (20 и более заданий) Пороговый балл
Пороговые баллы Устанавливаются внутри каждого диапазона компетентности Устанавливается один пороговый балл для всех диапазонов компетентности Методы установления – сочетание экспертных оценок и эмпирической валидизации пороговых баллов
Сопоставимость и преемственность критериев аттестации Комплекс методов: Перевод результатов измерений в стандартные шкалы Использование параллельных вариантов измерителей и горизонтального выравнивания шкал Использование якорных заданий и вертикального выравнивания шкал
Условия высокой надежности и валидности результатов измерений Разработка паспортов компретенций в форме признаков их проявления в профессиональной деятельности Выполнение полного цикла разработки измерителей, включая этапы апробации и коррекции Стандартизация измерителей на представительных выборках испытуемых Создание банков калиброванных заданий, в том числе с конструируемым ответом Использование современного программного обеспечения, в том числе теории IRT Обучение разработчиков – групп преподавателей вузов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Звонников В.И.