МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Родичев Юрий Андреевич. Тел Сайт:
«Информационно-коммуникационные технологии являются одной из самых мощных сил в формировании общества XXI века. Их революционное воздействие затрагивает образ жизни людей, их образование и работу. Они становятся жизненно важным двигателем роста мировой экономики». Важнейшее условие построения информационного общества: информационного общества: «Развитие человеческих ресурсов, способных отвечать требованиям информационной эры, через образование, непрерывное обучение с упором на развитие навыков в сфере информационных технологий. Поощрение более эффективного и широкого использования ИТ в образовании…». «Окинавская хартия глобального информационного общества» «Окинавская хартия глобального информационного общества» (Июль 2000 года, страны «Большой восьмерки») (Июль 2000 года, страны «Большой восьмерки»)
Информатизация образовательного процесса невозможна без создания и широкого использования электронных информационных ресурсов и внедрения на их основе дистанционных образовательных технологий. Важно определить оптимальное сочетание использования электронных ресурсов, непосредственной работы с книгой и общения преподавателя со студентом.
Виды электронных учебных информационных ресурсов: электронные обучающие системы (учебные издания); электронные копии авторских курсов лекций, учебников, справочников и учебных пособий; электронные сборники задач; электронные тесты; электронные учебно-методические пособия; электронные лабораторные работы; электронные справочники; электронные дидактические демонстрационные материалы для сопровождения занятий; нормативно-правовые документы в области организации образовательного процесса; компьютерные программы.
Для внедрения электронных образовательных ресурсов необходимы следующие компоненты: -наличие организационных механизмов; - нормативная база, регламентирующая процессы создания и использования ресурсов, а также, стимулирующая преподавателей на их разработку; - специалисты в области компьютерных технологий и методисты по созданию образовательного контента; - инструментальные аппаратно-программные средства для создания, каталогизации, хранения электронных ресурсов и организации доступа к ним; - наличие достаточного количества компьютерных классов и соответствующей телекоммуникационной среды.
Нормативная база: - Концепция информатизации Самарского государственного университета - Организационно - методический механизм создания электронных образовательных ресурсов - Положение об организации разработки электронных учебных информационных ресурсов -Положения о структурных подразделениях в области ИТ - Правила для пользователей единой информационной системы (корпоративной сети) -Нормативные документы по организации информационного портала университета в сети Интернет.
Организационный механизм
Методика расчета стоимости работы по созданию электронных учебных информационных ресурсов Размер оплаты труда членам авторского коллектива (С): где S – стоимость рабочего дня конкретного работника, N – количество рабочих дней, затраченных работником на создание элементов учебного материала, D – доплата за сложность выполненных работ, A – доплата за актуальность работы, m – количество работников в коллективе.
Методика расчета стоимости работы по созданию электронных учебных информационных ресурсов Количество рабочих дней, затраченных работником на создание элементов учебного материала где - общий объем работ i-го вида, - нормативная трудоемкость работ i-го вида из таблицы 1, n – количество видов работ в таблице 1. Доплата за сложность выполненных работ: где K - коэффициент технической сложности представляемого учебного материала из таблицы 2.
Методика расчета стоимости работы по созданию электронных учебных информационных ресурсов Таблица 1 Нормативная трудоемкость работ (Р, количество (продолжительность) за один рабочий день) Наименование работ Трудоемкость 1.Страниц текста формата А Математических и иных формул 30 3.Видео информация, минут 30 4.Звуковая информация, минут 30 5.Число анимаций 2 6.Графических фрагментов сканированных 15 7.Графических фрагментов собственных 5 8.Контрольные (тестовые) вопросы 10
Методика расчета стоимости работы по созданию электронных учебных информационных ресурсов Таблица 2 Коэффициенты технической сложности учебного материала (К) Характер учебного материала Коэффициент сложности Только текст 0 Только текст с гиперсвязями 1 Текст с гиперсвязями, содержащий не менее 20 % других элементов (графика, анимация, аудио, видео) 2 Текст с гиперсвязями, содержащий не менее 40 % других элементов (графика, анимация, аудио, видео) 3 Текст с гиперсвязями, содержащий не менее 60 % других элементов (графика, анимация, аудио, видео) 4 Текст с гиперсвязями, содержащий не менее 80 % других элементов (графика, анимация, аудио, видео) 5
Информационный портал университета. Более 300 тысяч посещений сайта за 2005 год.
За 2005 год медиацентр обеспечил медиатехникой 776 лекций, семинаров, конференций. Размещено 56 электронных учебных изданий. Изготовлено 34 CD-диска. Центр открытого доступа в Интернет. За год более 3 тысяч посещений сайта.
Информатизация позволит дать весомый эффект только в том случае, если информационные технологии будут интегрированы в единую систему с классическими формами организации образовательного процесса, научных исследований и управления, взаимно дополняя друг друга. Такая интеграция требует скоординированных действий всех подразделений вуза, высокого уровня информационной культуры и совместных усилий профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и инженерно-технического персонала, аппарата управления.
Благодарю за внимание. Тел Сайт Самарского государственного университета: