ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГОРДЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ МБОУ школы 122 Красноглинского района, г.о Самара
Противоречия между: *фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика; * традиционной методикой формального заучивания и ориентацией на развитие личности ребенка; * необходимостью применения инновационных технологий с целью развития личности и недостаточной компетентностью учителей - предметников по данному направлению; * необходимостью развития коммуникативной компетентности обучающихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения; * необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; * законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями;
* декларируемыми развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний; * потребностью учащихся и их родителей в формировании ключевых компетенций, обеспечивающих общеучебную, общекультурную и методологическую подготовку к реалиям жизни в обществе и невозможностью их актуализации за счет использования информационных (непродуктивных), личностно-отчужденных методов образовательной деятельности; *ограниченными возможностями традиционной системы и недостаточным владением педагогом современными технологиями; *необходимостью развития у обучающихся умения работать самостоятельно и невозможность его актуализации за счет стандартных уроков.
Проблема: противоречия между новыми требованиями общества, касающимися создания условий для развития личности и её самореализации и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения.
Тема: «Реализация деятельностного метода на уроках русского языка»
Цель: Создать систему работы для реализации деятельностного метода на уроках русского языка.
Задачи: изучить методическую литературу по данной теме; проанализировать особенности организации уроков с использованием технологии деятельностного метода; понять роль дидактических принципов в реализации учебного процесса; изучить типологию уроков деятельностной направленности; рассмотреть обновленные средства для реализации нормы и средства контроля; изучить и ввести в практику своей работы деятельностный метод обучения с целью повышения качества образования
Ожидаемые результаты формировать коммуникативные, языковые и лингвистические (языковедческие) и культуроведческие компетенции; осознать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию; формировать достаточный объем словарного запаса, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; формировать культурно-нравственные и морально-этические нормы, вплоть до способности к самовоспитанию на основе гуманистических идеалов; применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; Формировать коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания. усвоить основы научных знаний о родном языке; формировать деятельностные способности в достаточной полноте, вплоть до способности к саморазвитию.
Сфера деятельности задается следующими параметрами : целевыми требованиями (что мы хотим достичь); информацией о состоянии исходного продукта (с чего начнем, на чем базируемся); технологией базового процесса (каким способом мы будем это делать); условиями реализации нормы деятельности (как мы организуем процесс); средствами реализации нормы (с помощью каких средств мы будем достигать цель); средствами контроля соответствия результата деятельности целевым требованиям (как определить соответствует ли полученный результат поставленным целям); допусками соответствия результата деятельности целевым требованиям (каковы допустимые отклонения).
мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности; актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения; построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта; первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; включение в систему знания и повторения; рефлексия учебной деятельности на уроке. Адаптированный вариант технологии деятельностного метода:
Типы уроков деятельностной направленности: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.
Система дидактических принципов: принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип творчества
Средства реализации нормы и средства контроля. информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение); кейс- технология; технология, основанная на реализации проектной деятельности; исследовательские, поисковые технологии; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Средства реализации нормы: создание проблемных ситуаций на уроке; исследовательская и поисковая деятельность; работа с текстом (поиск информации, самоконтроль, тезирование, составление граф-схем и др.); дискуссия и диалог; написание эссе, памятки, инструкций и др.
Средства контроля соответствия результата деятельности целевым требованиям. Переход к процессам самоконтроля, самооценки, обучающего контроля знаний Контроль формы деятельности образования не по нормам инспектирования, а по нормам экспертизы, использование электронных приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов – это не только повышение уровня усвоения знаний по русскому языку, но и новая ступень перехода к реализации нового качества образования.