ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГОРДЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ МБОУ школы 122 Красноглинского района, г.о Самара
Тема: «Развитие метапредметных действий при осуществлении учебных исследований по русскому языку и литературе»
Цель: показать роль исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в развитии метапредметных действий.
Задачи: 1. Рассмотреть значение метапредметных действий в современном образовательном процессе. 2. Провести сопоставительный анализ метапредметных и исследовательских компетенций. 3. Рассмотреть исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, виды заданий. 4. Показать роль исследовательской деятельности в развитии метапредметных действий при прохождении элективного курса по русскому языку. 5. Показать, что исследовательская деятельность – основа для формирования метапредметных действий.
Не для школы, а для жизни мы учимся… Сенека
Метапредменые компетенции: - ориентация учащихся в различных областях; - общеучебные умения информационно-логического характера; - организация собственной учебной деятельности; - основные универсальные умения информационного характера; использование средств информационных и коммуникационных технологий; - принятие решений и управление; - формирование навыков исследовательской деятельности; взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Исследоватьельские компетенции: - ценностно-смысловые (мотивация и познавательная активность, принятие решений и их оценка); - общекультурные и социально-трудовые компетенции; - учебно-познавательные и информационные компетенции; - коммуникативные компетенции (видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, умение структуировать, защита собственных идей).
В содержании предмета необходимо выделить ведущие, стержневые понятия, которые станут объектами эксперимента и исследовательских заданий.
лингвистический эксперимент; творческие работы с элементами исследования (творческий портрет поэта, рассказ через знаковые образы, цитаты, каталог или классификация образов, деталей поэта, писателя, цитатные страницы для словаря); инверсионные тексты (подбор примеров из текстов, создание собственных текстов с использованием инверсии); аналитические задания (сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами); задания – тезисы для критического осмысления по типу «Верно ли?»
работаем в «бюро прогнозов» по первым словам предложения, предугадайте его синтаксическую структуру и общий смысл; закончите предложения; «расшифруйте» предложения; продолжите предложения; составьте по предложению рассказ; прочтите предложение и опишите картину; сочинение-миниатюра на свободную тему; я чувствую, что я… «рассказ-фантазия»; прием «Эпиграф», «Отсроченная отгадка».
- Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; - Умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности