ЧТО ТАКОЕ ДЕЛЬТАПЛАН?
История создания
У разных народов появились различные названия необычных летательных аппаратов, похожих на греческую букву «Дельта» и... летучих мышей. Особенно распространились определения : змей, летать на змее. Однако такое выражение может сбить с толку. Форма первых "змеев", на которых летали люди, действительно была похожа на знакомую всем с детства игрушку, которую запускают с помощью веревки. Однако такую игрушку веревка всегда связывает с землей, а наш змей превращается в летательный аппарат именно тогда, когда его связь с землей прерывается и он начинает планировать. С этой точки зрения выражение "планирующий полет" более точное, а сам аппарат можно назвать планирующим крылом.
История создания летательных аппаратов тяжелее воздуха берет свое начало в конце 19 века. В то время появилось множество конструкций: моно-, би- и трипланов (в зависимости от того, одно, два или три крыла создавали подъемную силу, необходимую для полета). Примерно полдюжины представителей этой героической эпохи воздухоплавания создавали свои летательные аппараты на основе изучения полета птиц. Создание первого предшественника дельтаплана связывают с именем Отто Лилиенталя, который после работы «Полет птиц как основа искусства летать»стал считаться и основоположником планерной авиации. Он первым определил, какое огромное влияние оказывает профилирование поверхности крыльев на несущие свойства крыла. Он нашел объяснение вопросу, почему птицы умеют держаться в воздухе без единого взмаха крыльев, т. е. парить, используя восходящие потоки воздуха.
Отто Лилиенталь
Жесткое крыло (квадроплан), построенное в 1978 году («предок» крыла, использующего возможности сверхлегких материалов, относится к 1908 г.)
Аппараты той поры даже своей формой напоминают птиц. Их каркас, составленный из реек, скрепленных струнами пианино, покрывала легкая обшивка из водонепроницаемой бумаги, благодаря чему масса конструкции оставалась малой. Это обеспечивало возможность старта с ног. Пилот, прикрепленный плечевыми ремнями к крылу, разбегаясь, доводил свой аппарат до полетной скорости. Во время планирования он управлял им, перемещая тело относительно двух параллельных брусьев, на которых он висел. Для увеличения скорости планирования ноги выносились вперед, а для уменьшения - назад. Для поворота он должен был отвести обе ноги в сторону предполагаемого поворота. Такой принцип управления предполагал определенные конечные размеры крыльев и тем самым ограничивал возможности аппарата. В конце прошлого и в начале этого века продолжительность планирования составляла с, и за это время можно было пролететь м. В наши дни дельтаплан летает значительно дальше
Дельтаплан, как и почему он летает
Начавшись с полётов на буксире за катером и прыжков с горок, дельтапланеризм прошел долгий путь, пока не стал тем, ради чего летают сейчас большинство пилотов-планеристов - полетами "по маршруту" на много километров. С начала изобретения концепции дельтаплана его конструкция сильно видоизменилась, как и его характеристики. На сегодняшний день практически все спортивные дельтапланы развивают скорость более 120 км/ч. Высоты, на которые можно подняться на дельтаплане, зависят не столько от его характеристик, сколько от пилота и его оборудования. К примеру, выше 5000 метров над уровнем моря без кислородных баллонов летать вообще опасно. Принцип полёта на дельтаплане заключается в поиске восходящих потоков воздуха и наборе высоты за счёт них. Перепрыгивая с потока на поток можно пролетать огромные маршруты до 700 км, как записано в мировых рекордах. Начавшись с полётов на буксире за катером и прыжков с горок, дельтапланеризм прошел долгий путь, пока не стал тем, ради чего летают сейчас большинство пилотов-планеристов - полетами "по маршруту" на много километров. С начала изобретения концепции дельтаплана его конструкция сильно видоизменилась, как и его характеристики. На сегодняшний день практически все спортивные дельтапланы развивают скорость более 120 км/ч. Высоты, на которые можно подняться на дельтаплане, зависят не столько от его характеристик, сколько от пилота и его оборудования. К примеру, выше 5000 метров над уровнем моря без кислородных баллонов летать вообще опасно. Принцип полёта на дельтаплане заключается в поиске восходящих потоков воздуха и наборе высоты за счёт них. Перепрыгивая с потока на поток можно пролетать огромные маршруты до 700 км, как записано в мировых рекордах.
Одна из разновидностей дельтаплана - мотодельтаплан