Развитие технопарков «последнего поколения»
Технопарками в России до сих пор называют все что угодно - и бизнес-центры, и инкубаторы для начинающих компаний Существующие в России технопарки, в основном являются технопарками Первого и Второго поколения, за редким исключением Третьего, зачастую ограничиваясь лишь функциями небольших производств, а в большинстве случаев, просто сдавая помещения в аренду и предоставляя малый спектр коллективных услуг. Во всем мире технопарк, как и бизнес-инкубатор, – это не только здание, а в первую очередь процесс выращивания эффективных бизнесов и оптимальная современная организационная бизнес- модель. В настоящее время выделяют четыре поколения технопарков. Актуальность
Первое поколение (70-90 г.г. ХХ века) основное назначение - сдача помещений и земли в аренду на льготных условиях для компаний различных форм и сфер деятельности Второе поколение (конец ХХ века) Отличительные особенности - технопарк имеет здание, предназначенное для размещения в нем малых фирм. Наличие такого здания способствует формированию малых и средних компаний, которые пользуются коллективными услугами Поколения технопарков
Третье поколение (конец ХХ – нач.XXI века) особенность -применение «кластерной» системы размещения предприятий. Объединение под одной крышей лидеров рынка и начинающих компаний. Налаженная система «выращивания» малых бизнесов Четвертое поколение (нач. ХХI века) – «распределенный» технопарк особенность – это технопарк, который предоставляет услуги по развитию малых инновационных компаний, не предоставляя офисы для размещения производств этих компаний, т.е. является, своего рода, представительством компании и центром управления Поколения технопарков
1.Университетские(коммерциализация накопленных знаний) 2.Региональные отраслевые(модератор взаимодействия) 3.Индустриальные(современная инфраструктура для новых видов деятельности) 4.Технологические(помощь малым инновационным предприятиям на ранних стадиях развития) 5.Сетевые (разновидность университетских или региональных отраслевых) 6.Коворкинг-центры (создание среды обмена информации) Виды технопарков
1.Предоставление полного комплекса услуг, необходимого для развития бизнеса и ответственность за вывод на рынок малой инновационной компании; 2.Закрепление менеджера проекта, который несет персональную ответственность за развитие конкурентной малой инновационной компании, вне зависимости от того в каком регионе страны /Субъекте федерации базируется компания 3.Осуществление постоянного мониторинга потенциальных потребителей инновационной продукции и установление с ними партнерских отношений; 4.Использование современных информационных и телекоммуникационных решений, стратегических информационных ресурсов, позволяющих управлять жизненным циклом продуктов Отличия и конкурентные преимущества распределенного технопарка
Выгода Технопарк должен помочь приобрести предпринимателю «свое лицо», статус, обучить его необходимым навыкам, представлять его интересы во внешней среде, создавать положительный имидж. Как показывает мировой опыт кредиты, лизинг, венчурное финансирование легче получают компании, находящиеся в технопарке или бизнес-инкубаторе, чем действующие самостоятельно на рынке, т.к. технопарк является определенным гарантом успешного развития малой компании
Развитие российских технопарков С целью развития инновационного потенциала предпринимателей России, формирования эффективного механизма доведения инновационных разработок до промышленного этапа и продвижения инновационных проектов на российский и международные рынки ТПП РФ, РАИР и Центр международной торговли планируют осуществить проект по «Созданию международного распределенного инновационного технопарка (МРИТ)» на базе ЦМТ.
В основу проекта будет положен механизм отбора инновационных проектов региональными ТПП, экспертно- кадровый потенциал РАИР и адаптированный на базе лучших западных практик опыт выращивания и продвижения инновационных проектов, а также информационные технологии управления жизненным циклом продукта. Находясь в технопарке предприниматель будет сосредоточен на одной задаче - выпуск конкурентоспособной продукции, все остальные проблемы будет решать команда Управляющей компании (формирование эффективных проектных групп, эксперты, консультанты, администрация). Факторы успеха МРИТ
Для реализации проекта выделены следующие приоритетные направления деятельности МРИТ: - энергоэффективность и ресурсосбережение; - альтернативная энергетика; - экология; - системы безопасности и противодействие терроризму; - стратегические информационные технологии. Приоритетные направления деятельности
Спасибо за внимание! Тел. (495) Сайт : января 2010г.