Качество образования, равенство доступа к нему или России в международных исследованиях качества образования 2000 – 2009 Анатолий Каспржак, Москва, 2011 (п о материалам М. Аграновича, Г. Ковалевой, Ю. Кузьминой, К. Поливановой, В. Собкина, Ю. Тюменевой, А. Шляйхера)
Почему вопросы качества и равенства доступа к образованию мы обсуждаем основываясь на международных исследованиях и статистике? 1.Более 60 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях. Высокое научное и техническое качество проводимых исследований и вследствие этого высокое доверие к их результатам. Страны используют результаты международных исследований для реформирования системы образования. 2.Во многих странах больше доверия к международным исследованиям, чем к национальным. В РФ, например, вообще нет больше никаких тестов «низкой ответственности». 3.Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.
Рамка OECD Национальный социальный и экономический контекст образования Структура распределения ресурсов и образовательная политика Социальные и экономические результаты образования Характеристики школы и сообщества Условия для обучения и преподавания Социально- экономическое окружение учащегося Исходные условия контекст, обуславливающий обр. политику Обучающая среда в школе Преподавание, обучение и атмосфера в классе Личные установки, вовлеченность и поведение Результаты и достижения образовательных учреждений Качество образовательных услуг Качество и широта знаний и умений Рычаги управления формирование образовательных результатов Итоги и результаты влияние обучения Учащийся уровень A Ближайшее школьное окружение уровень B Школы и другие институты уровень C Страна или система уровень D Область 3Область 2 Область 1
Результаты России в международных сравнительных исследованиях качества общего образования
PISA-2006 и TIMSS-2007: инструменты оценки качества образования Турция, Таиланд, Тунис, Болгария, Румыния, Индонезия, Израиль США, Норвегия, Италия, Литва, Швеция Япония, Венгрия, Словения, Англия, Чехия, Австралия Россия 530 ; 470 Казахстан 527 ; 390 Латвия 537; 490
Основные изменения достижений школьников РФ за 4 цикла PISA
PISA-2009: уровни читательской грамотности
Результаты российских учащихся, отличающихся образовательными программами
Изменение достижений в школах разного размера 19
РОССИЯ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС РОССИЯ В зеркале…
В России образование детей в возрасте 5 и 6 лет ресурс развития образования В России образование детей в возрасте 5 и 6 лет ресурс развития образования Продолжительность среднего образования Начальный возраст, в котором более 90% населения учится Количество лет, в течение которых учится более 90% населения Группа I414 Группа II612 Россия711 Группа III79 В странах с поздним началом школьного образования, ему предшествует развитая система предшкольной подготовки В большинстве стран обязательное образование детей начинается с 5-ти лет РОССИЯ В зеркале… Продолжительность среднего образования
Как надо «рассекать» школу Кризис седьмого класса
Для повышения качества и обеспечение равенства доступа образовательной услуги необходимо: Проведение мероприятий по выработке четкой единой стратегии развития СО РФ Структура и наполнение соответствует выработанной стратегии Создание ОСОКО Национальные проекты (разработка и реализация до 2020): 1.Повышение читательской грамотности учащихся (изучить опыт некоторых стран); 2. Школа дотационного региона; 3. Общеобразовательная подготовка в НПО и СПО Продолжить работу по реструктуризации сети школ, задав четкие критерии (объемные показатели). Изменить структуру и продолжительность учебного года. Сделать обязательным ДО. Основание – появление в ФГОС раздела «Условия »