Институциональная структура ГЭФ Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 года Ташкент, Узбекистан
План презентации История Предназначение Тематические области ГЭФ Роль ГЭФ Организационная структура Институциональная основа Ведущая роль стран
История Создан в 1991 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития – Саммит Земли, 1992 год Послужил основой для создания реорганизованного ГЭФ – март 1994 года Пополнение средств траст-фонда ГЭФ: – ГЭФ-1 (1994 год) 2 млрд. долл. США – ГЭФ-2 (1998 год) 2,75 млрд. долл. США – ГЭФ-3 (2002 год) 3 млрд. долл. США – ГЭФ-4 (2006 год) 3,13 млрд. долл. США – ГЭФ-5 (2010 год) 4,34 млрд. долл. США Всемирный банк является попечителем траст-фонда ГЭФ
Предназначение Глобальный экологический фонд (ГЭФ) – это механизм международного сотрудничества в целях мобилизации нового и дополнительного финансирования в виде грантов и льготного финансирования для покрытия согласованных приростных затрат, связанных с принятием мер, направленных на достижение согласованных глобальных результатов в области охраны окружающей среды
Тематические области и сквозные темы ГЭФ Тематические области – Биоразнообразие – Деградация земельных ресурсов – Международные воды – Стойкие органические загрязнители – Истощение озонового слоя (только в странах с переходной экономикой) – Изменение климата Сквозные темы Устойчивое управление лесными ресурсами Рациональное использование химикатов и сокращение масштабов использования ртути Развитие потенциала
Взаимосвязь ГЭФ с глобальными конвенциями в области охраны окружающей среды ГЭФ является специализированным "финансовым механизмом" Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) – Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКООНИК) – Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) ГЭФ является одним из специализированных механизмов – Конвенции по борьбе с опустыниванием (КООНБО) ГЭФ тесно сотрудничает с участниками других договоров и соглашений для достижения общих целей (международные воды, Монреальский протокол)
Пополнение средств ГЭФ
Финансирование в разбивке по тематическим областям (в процентах)
Роль ГЭФ УВЯЗЫВАНИЕ МЕСТНЫХ ЗАДАЧ С ГЛОБАЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ – ГЭФ способствует устойчивому развитию отдельных стран, добиваясь при этом улучшения состояния глобальной окружающей среды для всех ДОПОЛНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПОМОЩИ – ГЭФ не подменяет собой обычное финансирование на цели развития СОДЕЙСТВИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ – ГЭФ занимается софинансированием, тиражированием проектов и осуществлением последующих инвестиций: траст- фонд не может решить все проблемы глобальной окружающей среды
Организационная структура ГЭФ Правительства стран – членов ГЭФ: – 182 Совет ГЭФ: – 32 члена. Главный руководящий орган ГЭФ. Ассамблея ГЭФ: – Представлены все страны-члены. Собирается раз в 4 года. Проводит обзор и оценку политики и операций. Вносит изменения в инструменты (по рекомендации Совета) Секретариат ГЭФ: – Возглавляется исполнительным директором. Управляет фондом. Оценивает и рекомендует проекты для утверждения исполнительным директором и/или Советом
Организационная структура ГЭФ Агентства ГЭФ: – Занимаются оперативной деятельностью. Отчитываются перед Советом за свои операции по проектам. Научно-техническая консультативная группа (STAP): – Анализирует проекты и выносит рекомендации Отдел по оценке: – Отчитывается непосредственно перед Советом; анализирует работу ГЭФ и оценивает ее эффективность; устанавливает стандарты для проведения оценки; осуществляет контроль качества деятельности агентств в области мониторинга и оценки, – ОГО: – Участвуют в разработке политики и реализации проектов
Институциональная основа ГЭФ Стратегии ОперацииДействия Секретариат ГЭФ Совет ГЭФ Страны: члены Совета/ представленные страны Ассамблея ГЭФ Страны: Политика Конвенции Страны: Конвенции Отдел по оценке STAP Агентства ГЭФ ПРООН ЮНЕП Всемирный банк АБР АфБР ЕБРР ФАО МАБР МФРСХ ЮНИДО Проекты Страны: Операции, Конвенции, прочие гос. учреждения, гражданское общество
Агентства ГЭФ – ПРООН – ЮНЕП – Всемирный банк основные функции в общих чертах описаны в Инструменте ГЭФ – ФАО – ЮНИДО – МФСР – АБР – АфБР – ЕБРР – МАБР имеют доступ к ресурсам ГЭФ и выполняют более конкретные функции в зависимости от потребностей и задач ГЭФ
Ведущая роль стран ПРОЕКТЫ ГЭФ ДОЛЖНЫ РАЗРАБАТЫВАТЬСЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ САМИХ СТРАН И ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ИМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО: – Исходя из национальных приоритетов – Признаны способствовать устойчивому развитию Как это достигается? – Координация мер политики и операций – Программа содействия странам – Информационный бюллетень ГЭФ – Участие ОГО и местных общин
Что представляет собой Научно-техническая консультативная группа (STAP)? STAP – Научно-техническая консультативная группа ГЭФ предоставляет независимые рекомендации стратегического характера по проектам, программам и мерам политики. STAP гарантирует разработку качественных научных и технических проектов и программ, финансируемых ГЭФ. STAP предоставляет консультации по "сквозным тематическим областям", таким как адаптация к изменению климата, устойчивое управление лесными ресурсами и рациональное использование химикатов.
STAP – Консультирование по стратегическим вопросам STAP предоставляет рекомендации стратегического характера в отношении того, каким образом "Разрабатывать и реализовывать проекты или программы по конкретным темам, финансируемым ГЭФ ("Платежи за услуги в области окружающей среды и Глобальный экологический фонд") STAP анализирует глобальные проблемы окружающей среды ("Повышение устойчивости в целях сокращения рисков, связанных с изменением климата") STAP разрабатывает методологии для ГЭФ ("Руководство по расчету положительного эффекта в плане сокращения выбросов парниковых газов при реализации транспортных проектов ГЭФ") ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД ИНВЕСТИЦИИ В НАШУ ПЛАНЕТУ Л Е Т
ФНРС и СФБИК – адаптация к изменению климата Фонд для наименее развитых стран (ФНРС) и Специальный фонд для борьбы с изменением климата (СФБИК) были созданы в 2001 году в рамках КС РКООНИК Первые многосторонние фонды для принятия конкретных адаптационных мер в интересах развивающихся стран ФНРС и СФБИК предоставляют уязвимым странам и общинам, а также учреждениям-исполнителям ГЭФ, начальные ресурсы для финансирования портфеля инновационных проектов в области адаптации. Руководство и управление осуществляются независимо от траст-фонда ГЭФ
Финансирование ФНСР и СФБИК донорами ФНРС –415,4 млн. долл. США выделено 24 донорами СФБИК – 217 млн. долл. США выделено 14 донорами Всего > 632 млн. долл. США Ассигновано, зарезервировано и фактически выделено: – 76 проектам в 62 развивающихся странах : через ФНРС –160 млн. долл. США через СФБИК –108 млн. долл. США – Завершено 45 национальных программ действий по адаптации (НПДА), 48 программ (в НРС) профинансированы в объеме 12 млн. долл. США 18
Спасибо за внимание