Рекомендации по стратегическим вопросам природоохранной деятельности в рамках цикла ГЭФ-5 Субрегиональный семинар Национальных координаторов стран Европы и СНГ Стамбул, Турция, апреля 2010 г.
Главные вопросы Реформы в цикле ГЭФ -4: Разработка и внедрение программы Схема выделения ресурсов (СВР) Разработка программного подхода для улучшения координации проектов на национальном, региональном и глобальном уровнях. Цикл выполнения проекта – процедура оптимизирована и сокращена с целью повышения эффективности и результативности Разработка ориентированной на результат стратегии управления проектами Разработка новой методики анализа дополнительных затрат Организация оптимального разделения сфер деятельности между Агентствами ГЭФ Разработка программы Фонд Земли, ориентированной на широкое привлечения частного сектора Разработка минимальных фидуциарных стандартов
Главные вопросы (продолжение) Общая сумма ресурсов ГЭФ составила более 9 млрд. долларов за период более пятнадцати лет (пилотный этап и четыре цикла финансирования проектов ГЭФ) Однако, для решения глобальных экологических проблем требуется, по оценкам, сотни миллиардов долларов Например, по данным Рамочной конвенции ООН по изменению климата, к 2030 году потребуется 200 млрд. долларов в год в виде дополнительных инвестиций (половина которых будет приходиться на развивающиеся страны) на внедрение новых промышленных технологий с низким уровнем выбросов загрязняющих веществ, обеспечивающих снижение выбросов на 25% по сравнению с уровнем 1990 г. По оценкам, приведенным в промежуточном отчете Группы экспертов по вопросам передачи технологий (ГЭПП), сумма инвестиций может составить от 300 млрд. до 1 триллиона долларов в год. Согласно оценкам, сделанным на основании анализа межправительственных и крупных интернациональных проектов, потребуются инвестиции порядка 50 млрд. долларов в год для того, чтобы остановить процессы быстрой деградации природных ресурсов и сохранить для человечества преимущества нормально функционирующих экосистем.
Стратегические цели ГЭФ Все виды деятельности по программам ГЭФ направлены на достижение четырех стратегических целей: Стратегическая цель 1 – сохранение, разумное использование и управление биоразнообразием, экосистемами и природными ресурсами в глобальном масштабе, с учетом воздействия ожидаемых эффектов изменения климата Стратегическая цель 2 – снижение рисков глобального изменения климата путем (1) стабилизации уровней концентрации парниковых газов в атмосфере и (2) оказания странам помощи в адаптации к изменениям климата, включая рост неустойчивости климатических показателей Стратегическая цель 3 – внедрение эффективных методов обращения с химическими веществами, учитывающих цикл долговечности веществ, для снижения степени воздействия на здоровье людей и окружающую среду в глобальном масштабе Стратегическая цель 4 – создание потенциала и стимулирующая деятельность на национальном и региональном уровне для организации охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Стратегические тематические направления деятельности: (i) сохранение биоразнообразия; (ii) смягчение последствий изменения климата; (iii) охрана международных вод; (iv) борьба с деградацией земель; и (v) борьба с загрязнением среды химическими веществами, в число которых входят стойкие органические загрязнители и вещества, разрушающие озоновый слой Проблема, лежащая на стыке нескольких тематических направлений: Устойчивое лесопользование (УЛ)
Рекомендации, относящиеся к деятельности в рамках цикла ГЭФ-5 Для повышения ключевой роли ГЭФ как механизма финансирования многосторонних проектов и проектов по нескольким конвенциям, были разработаны рекомендации для формирования политики ГЭФ в рамках цикла ГЭФ-5, основанные на следующих двух принципах: Расширение участия стран в проектах ГЭФ: (i) реформирование корпоративных программ; (ii) прямое финансирование национальных сообщений; (iii) разработка гибкой системы распределения ресурсов; и (iv) расширение сферы партнерских отношений ГЭФ. Повышение эффективности и результативности ГЭФ: (i) усиление роли конвенций (подотчетность решениям конвенций); (ii) оптимизация проектного цикла и совершенствование программного подхода; (ii) более масштабное привлечение частного сектора; (iii) применение структуры управления, ориентированной на результат; (iv) оптимальное распределение ролей и ответственности организаций, входящих в ГЭФ, в том числе разделение ответственности при мобилизации ресурсов; и (vi) расширение сотрудничества с организациями гражданского общества.
Реформирование корпоративных программ / Общие вопросы Корпоративная деятельность играет важную роль во многих тематических направлениях, она необходима странам и организациям гражданского общества для активизации процессов создания глобальных экологических выгод Стратегические направления деятельности в рамках цикла ГЭФ-5 в области корпоративных программ, тесно увязанных с нуждами стран- получателей финансирования ГЭФ, на основе обратной связи с Национальными координаторами ГЭФ: необходимо наладить более тесную координацию деятельности национальных специалистов, сотрудничающих с ГЭФ, например, Национальных координаторов ГЭФ, Национальных координаторов по конвенциям, специалистов министерств финансов и представителей организаций гражданского общества
Реформирование корпоративных программ / Практика формирования портфелей национальных проектов ГЭФ на основе добровольных соглашений На протяжении почти всей истории ГЭФ национальные программы формировались при непосредственном участии Агентств ГЭФ Прямое взаимодействие между Секретариатом ГЭФ и странами в рамках системы распределения ресурсов (СВР), способствовало расширению участия стран в глобальных программах охраны окружающей среды Для дальнейшего усиления роли ГЭФ в национальной природоохранной деятельности, планируется, что страны-получатели финансирования ГЭФ будут формировать портфели национальных проектов ГЭФ на основе добровольных соглашений; ГЭФ будет оказывать финансовую поддержку такой деятельности Однако эта деятельность не является необходимым условием для получения финансирования со стороны ГЭФ Такая практика может распространяться на все тематические направления, при этом должно быть определено, каким образом выделяемое стране финансирование ГЭФ будет использоваться в национальных и региональных проектах, ориентированных на достижение глобальных экологических выгод
Реформирование корпоративных программ / Формирования портфелей национальных проектов ГЭФ на основе добровольных соглашений (продолжение) Подготовка этой деятельности должна сопровождаться консультациями и дискуссиями с участием общественности; работа должна проводиться под руководством Национальных наблюдательных комитетов ГЭФ и координироваться Национальными координаторами по проектам ГЭФ По запросу страны Секретариат ГЭФ будет оказывать помощь в формировании портфеля национальных проектов ГЭФ.. Страны, которые решили приступить к формированию портфеля национальных проектов, смогут получить финансовую помощь из бюджета корпоративных программ, на основании процедур, которые будут утверждены Советом ГЭФ в июне Результаты внедрения практики формирования портфеля проектов ГЭФ на основе добровольных соглашений будут обнародованы на сайте ГЭФ в разделах, посвященных соответствующим конвенциям
Реформирование корпоративных программ / Национальные наблюдательные комитеты Институт Национальных координаторов по проектам ГЭФ и Национальных координаторов по политике ГЭФ с четким распределением ролей и сфер ответственности был создан для того, чтобы согласовать деятельность ГЭФ с национальными приоритетами Для укрепления этой системы и лучшей координации деятельности в рамках цикла ГЭФ-5 предполагается, что каждая страна-получатель финансирования ГЭФ, в которой нет Национального наблюдательного комитета, рассмотрит возможность создания такого комитета Председателем Комитета должен быть Национальный координатор по проектам ГЭФ, кроме того, в Комитет должны входить представители министерств охраны окружающей среды, сельского хозяйства, промышленности, энергетики, планирования и финансов, а также Национальные координаторы по конвенциям, Агентства ГЭФ, Национальный координатор Программы малых грантов и представители гражданского общества
Реформирование корпоративных программ / Национальные наблюдательные комитеты (продолжение) Каждая страна может формировать состав Комитета с учетом национальных условий таким образом, чтобы добиться прозрачности деятельности и привлечения всех заинтересованных сторон Основной задачей Комитета может стать формирование оптимальной процедуры подготовки портфелей национальных проектов ГЭФ на основе добровольных соглашений Таким образом, распределение ресурсов ГЭФ в каждой стране станет более эффективным в результате проведения консультаций со всеми заинтересованными сторонами В подтверждающем письме Национального координатора по проектам ГЭФ, составленном для идентификационных форм проектов или проектной документации, может быть указание на то, что Наблюдательный комитет рассмотрел и одобрил документ для подачи в ГЭФ
Реформирование корпоративных программ / Инициатива проведения национальных диалогов В настоящее время в рамках программы ГЭФ Инициатива проведения национального диалога осуществляется подготовка целого ряда диалогов на национальном уровне по проблемам деятельности ГЭФ с привлечением всех заинтересованных сторон Сейчас ПРООН участвует в программе Инициатива проведения национального диалога в рамках проекта ГЭФ под стратегическим руководством межведомственного Наблюдательного комитета, председателем которого является Исполнительный директор ГЭФ Для интеграции программ проведения диалогов с деятельностью Секретариата ГЭФ и для того, чтобы эти программы поддерживали работу Национальных наблюдательных комитетов ГЭФ, предлагается в рамках цикла ГЭФ-5 сделать национальные диалоги частью Программы поддержки стран (ППС).
Реформирование корпоративных программ / Программа поддержки стран (ППС) Основной целью ППС является расширение возможностей Национальных координаторов ГЭФ для эффективной реализации полномочий в сфере поддержки глобальных программ защиты окружающей среды в своих странах и избирательных округах Очень важно, чтобы страны получали информацию о стратегии, политике и программах ГЭФ, а результаты деятельности, финансируемой ГЭФ, свидетельствовали о роли Глобального Экологического Фонда. С этой целью в цикле ГЭФ-5 планируется передать управление программой ППС Секретариату ГЭФ, при этом предполагается предпринять ряд мер: Семинары в избирательных округах ГЭФ. Нынешние субрегиональные собрания (1 раз в год) можно трансформировать в один ежегодный семинар на уровне избирательных округов ГЭФ, для информирования Национальных координаторов по проектам ГЭФ, Национальных координаторов по конвенциям, представителей других основных заинтересованных сторон, в том числе представителей гражданского общества, о стратегиях, политике и процедурах ГЭФ, а также для улучшения координации деятельности
Реформирование корпоративных программ / Программа поддержки стран (продолжение) Поддержка членов Совета. В настоящее время проводится два совещания в год на уровне избирательных округов для обсуждения актуальных проблем и определения позиций перед каждым заседанием Совета. Если предыдущий пункт будет одобрен, то только одно совещание будет проводиться на уровне избирательных округов. Поэтому предлагается, чтобы поддержка членов Совета была сведена к одному ежегодному собранию в избирательных округах. Бюджетная финансовая поддержка будет увеличена с 2000 долларов до 3000 долларов на одно собрание. Прямая поддержка Национальных координаторов по проектам ГЭФ. Поскольку Национальные координаторы по проектам ГЭФ будут заниматься организацией Национальных наблюдательных комитетов, предлагается в рамках цикла ГЭФ-5 увеличить их прямое финансирование с 8000 до 9000 долларов в год. Базы знаний для Национальных координаторов ГЭФ. Предполагается продолжить развитие Базы знаний (БЗ), чтобы она компетентно и своевременно отвечала на меняющиеся запросы Национальных координаторов по проектам ГЭФ и была полезна другим группам заинтересованных сторон, в частности, Национальным координаторам по конвенциям Ознакомительные семинары ГЭФ. В рамках цикла ГЭФ-5 предполагается проводить ознакомительные семинары раз в год в Вашингтоне (округ Колумбия), на котором Национальные координаторы новых стран и сотрудники Агентств ГЭФ будут знакомиться со стратегическими направлениями, политикой и процедурами ГЭФ
Прямое финансирование национальных сообщений (отчетов) для Конвенций Финансирование национальных сообщений / отчетов, составляемых для конвенций, является основной обязанностью ГЭФ, который выступает в роли финансового механизма для различных конвенций Страны могут напрямую обращаться в ГЭФ с просьбой о финансировании и технической поддержке для подготовки национальных сообщений Страны также будут иметь возможность по-прежнему получать финансирование и техническую поддержку через Агентства ГЭФ, как это происходит в настоящее время. Подробные описания процедур прямого финансирования подготовки национальных сообщений (отчетов) для конвенций, подготовит Секретариат ГЭФ и представит их Совету в июне 2010 года.
Расширение партнерских связей ГЭФ В уставном документе ГЭФ говорится, что "Секретариат ГЭФ и Исполнительные агентства под руководством Совета должны сотрудничать с другими международными организациями в деле достижения стоящих перед ГЭФ целей". Чем больше организаций будет сотрудничать с ГЭФ, в том числе напрямую с Секретариатом и Организацией - Попечителем, тем больше пользы это принесет. Такие организации смогут сотрудничать с ГЭФ при выполнении следующих условий: предложение получило одобрение Национального координатора по проектам ГЭФ в стране; организация отвечает минимальным фидуциарным стандартам ГЭФ, при этом организация самостоятельно оплачивает расходы по оценке; организация может четко продемонстрировать сравнительные преимущества.
Расширение партнерских связей ГЭФ (продолжение) Такие организации будут получать вознаграждение только за управление проектным циклом, а не за участие в корпоративной деятельности Секретариат, в сотрудничестве с Организацией - Попечителем ГЭФ, подготовит предложения по процедурам подключения дополнительных агентств для представления в Совет в июне 2010 г.
Усиление подотчетности конвенциям ГЭФ выступает в роли механизма финансирования четырех международных экологических конвенций (соглашений), поэтому руководство осуществляется Конференциями участников этих конвенций, которым ГЭФ подотчетен. Секретариаты конвенций будут приглашены для участия в заседаниях Совета, посвященных программам и стратегиям действий в рамках тематических направлений. Кроме того, рекомендуется ГЭФ действовать совместно с секретариатами конвенций для выработки позиций:
Усиление подотчетности конвенциям (продолжение) Периодическое проведение углубленных консультаций ГЭФ с секретариатами конвенций, включая проведение более частых обсуждений в процессе пополнения фондов; Привлечение Национальных координаторов по конвенциям на регулярной основе к процедурам формирования портфелей национальных проектов ГЭФ, базирующихся на добровольных соглашений на национальном уровне; Привлечение секретариатов конвенций к участию в национальных диалогах ГЭФ и других субрегиональных совещаниях; Максимально возможное участие представителей ГЭФ в различных семинарах, нацеленных на лучшее понимания проблем глобальной экологии, а также в научных и технических семинарах, организуемых конвенциями; Кардинальное улучшение процедур отчетности ГЭФ перед конвенциями; Совместное с конвенциями использование результатов реализации проектов ГЭФ, разработанных на основе добровольных соглашений. Детальное предложение для рассмотрения Советом будет представлено в ноябре 2010 г.
Оптимальная организации проектного цикла На протяжении последних лет Секретариат и Агентства предпринимали усилия, направленные на оптимизацию цикла проектов ГЭФ. Тем не менее, следует продолжать исследования в области дальнейшей оптимизации политики, процедур и критериев, связанных с проектным циклом конкретных проектов. Следует добиваться максимальной эффективности проектного цикла ГЭФ и выработать рекомендации для рассмотрения Советом изменений двухэтапной процедуры утверждения полномасштабных проектов Советом Детальное предложение будет представлено для рассмотрения Советом в июне 2010 г.
Оптимальная организация проектного цикла (продолжение) Вопросы организации проектного цикла. Анализируется альтернативный подход: Проекты, выполняемые Агентствами с исполнительными комитетами, не должны будут утверждаться Исполнительным директором; они будут утверждаться Агентствами в соответствии с их собственными процедурами, в то время как проекты, выполняемые Агентствами без исполнительных комитетов, будут рассматриваться и утверждаться Исполнительным директором до того, как Агентства утвердят такие проекты согласно своей процедуре. Детальное предложение будет представлено для рассмотрения Советом в июне 2010 г.
Широкое привлечения частного сектора Фонд Земли был создан Советом в мае 2008 г., чтобы продемонстрировать способы привлечения частного сектора к участию в проектах ГЭФ на более систематической основе. Должна быть проанализирована структура и практика деятельности Фонда Земли, после этого Совет должен рассмотреть предложения по дальнейшей капитализации Фонда Земли путем пополнения ресурсов фонда в течение цикла ГЭФ-5. Детальное предложение будет представлено для рассмотрения Советом в ноябре 2010 г.
Разработка ориентированной на результат структуры управления проектами В течение нескольких лет проблемы организации управления, ориентированного на результат, были в центре внимания ГЭФ Остается еще ряд проблем, связанных с надлежащей подготовкой отчетов о результатах выполненных работ, включая: Уделять больше внимания вопросам использования информации для организации управления; Последовательно и более тщательно контролировать роль финансирования со стороны ГЭФ в полученных результатах; Следует основное внимание уделять непосредственным достижениям, конкретным результатам и другим измеряемым эффектам выполняемых проектов, которые способствуют достижению результатов более высокого уровня. Вопросы организации ориентированного на результат управления находились в центре внимания при разработке политики цикла ГЭФ-5. Стратегии деятельности по всем тематическим направлениям (как и корпоративная программа) разрабатывались с ориентацией на результаты, соответствующие структуры управления должны быть интегрированы в общую корпоративную структуру. Рабочий план конкретных мероприятий, связанных с организацией ориентированного на результат управления будет представлен в Совет для рассмотрения в ноябре 2010 г.