Формирование универсальных учебных действий на уроках физики и химии Шувалова Л.В., учитель химии
Универсальные учебные действия (УУД) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Концепция развития универсальных учебных действий системно – деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
УУД личностные регулятивные коммуникативные познавательные
Учебная деятельность действие смыслообразования установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом действие нравственно- этической ориентации исходя из социальных и личностных ценностей
Регулятивные действия целеполагание ; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование ; контроль ; коррекция ; оценка; элементы волевой саморегуляции
Познавательные УД общеучебные действия; логические действия
Коммуникативные УД социальная компетентность и учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Формирование личностных универсальных учебных действий участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение видеофильма; самооценка события; дневники достижений
Формирование познавательных универсальных учебных действий «Найди отличия»; поиск лишнего; «Лабиринты»; упорядочивание; «Цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; «Пластилин»
Формирование регулятивных универсальных учебных действий «Преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль взаимный диктант (метод М.Г.Булановской) диспут КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
УУД обеспечивают: возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умение учиться во взрослой жизни; готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность
Библиография Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб, Г.А. Цукерман Виды общения в обучении. – М., Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению. – М., Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – – 9. – с Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – – 8. – с Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – – 8. – с Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – – 2. – с Универсальные учебные действия gcro.ruindex.php/fgosmetm/fgosuc hnach/1312-…Универсальные учебные действия gcro.ruindex.php/fgosmetm/fgosuc hnach/1312-…