1. Для формирования и развития орфографических навыков в пятом, седьмом и девятом классах средней школы необходима специально разработанная система, включающая отобранный в соответствии с методическими требованиями дидактический материал (теоретический и практический), и специальная система тренировочных упражнений, которая обеспечит формирование и развитие орфографических, коммуникативных, речевых и интеллектуальных способностей учащихся, реализуя тем самым требования образовательных стандартов.
2. В процессе работы над развитием орфографических навыков необходимо постепенное усложнение специально отобранного дидактического материала на текстовой основе, так как анализ употребляемых орфограмм в наибольшей степени способствует развитию речевых и коммуникативных способностей учащихся.
3. Отобранный специальный дидактический материал должен отвечать следующим критериям: 1) соответствие его учебным целям; 2) новизна и повышение степени сложности; 3) всесторонний охват всех основных случаев на данное правило; 4) постепенное нарастание самостоятельности учащихся в решении орфографических задач.
4. Работа по развитию орфографических навыков должна опираться в каждом конкретном случае выбора орфограммы на определенные принципы орфографии как особой системы.
Методические условия, необходимые для формирования орфографических навыков
1) высокий уровень преподавания орфографии;
2) связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
3) знание орфографи ческих правил;
4) знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор ;
5) упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
Этапы Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков Дидактическая цель (задача) Первый этап 1) подготовительные упражнения 1) актуализация опорных знаний и навыков 2) вводные упражнения (познавательные, мотивационные) 2) усвоение знаний (правил, понятий) Второй этап 3) пробные упражнения3) первичное применение знаний 4) тренировочные упражнения (по образцу, инструкции) 4) овладение навыками в стандартных условиях Третий этап 5) творческие упражнения 5) творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений) 6) контрольные упражнения 6) контроль, коррекция и оценка навыков и умений Основные этапы усвоения орфографических навыков