примирить мнимое противоречие между ремеслом и творчеством. Грамотно разработанные профессиональные стандарты для учителя – тот ключ, который может помочь примирить мнимое противоречие между ремеслом и творчеством. Евгений Ямбург
90-е годы – разработка квалификационных требований – аналогов профессиональных стандартов год – Правительство дает поручение Минздравсоцразвития разработать профстандарты для разных видов деятельности. В рамках ФЦПРО ( ) – Минобрнауки РФ разрабатывает проект профессионального стандарта учителя.
В разработке принимали участие 4 субъекта РФ: Санкт-Петербург, Калужская, Ярославская и Псковская области. Авторы-разработчики: - Ярослав Кузьминов - ректор Государственного университета – Высшей школы экономики; - Виктор Матросов - ректор Московского государственного педагогического университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАО; - Владимир Шадриков – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный работник высшей школы РФ.
Авторы данного проекта профстандарта ссылаются на результаты исследования, проведенного в более 100 университетах из 16 стран-подписантов Болонской декларации. В консультациях и опросах были задействованы 5183 выпускника вузов, 998 профессоров, 944 работодателя). Разработан по государственному контракту П243 от , опубликован в 7 «Вестника образования» за 2007 г.
Меняется система внутриорганизационного (инфирменного) повышения квалификации. Теперь повышает свой уровень не только отдельный учитель, но и весь коллектив в целом. И делается это с помощью предлагаемой технологии, разработанной на основе проекта профессионального стандарта педагогических работников.
Предлагается текстовый и компьютерный варианты методики оценки профессиональной компетентности педагога на основе проекта профессионального стандарта и компетентностного подхода.
Позволяет быстро и системно оценить профессиональную компетентность учителя. Позволяет объективно выявить наиболее актуальные для ОУ направления внутриорганизационного повышения квалификации. Позволяет конструктивно организовать диалог между методистом и педагогом, экспертом и педагогом, администратором и педагогом.
Администраторы, заинтересованные в оптимизации управления процессом повышения квалификации учителей. Методисты, заинтересованные в критериальной основе профессионального развития учителей. Учителя, заинтересованные в системном анализе своей деятельности.
Личностные качества педагога Постановка целей и задач педагогической деятельности Мотивация учебной деятельности Информационная компетентность Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений Компетенции в организации педагогической деятельности Всего 25 компетенций - по 10 критериев на каждую!
Компетенции относятся к деятельности Компетентность характеризует субъекта деятельности Для реализации определенных функциональных задач (профессиональных компетенций) педагог должен обладать определенной компетентностью.
1. Выявление экспертов, способных обоснованно оценить деятельность педагога по критериям, описанным в экспресс-оценке. 2. Проведение – совместно с педагогом – экспресс-оценки в компьютерном варианте. (Перед использованием выберите низкий уровень безопасности, впишите фамилию учителя, нажмите «Начало» и – работайте!)компьютерном варианте 3. На основе результатов – формулировка выводов и рекомендаций по повышению квалификации. 4. Включение направлений в общий план внутриорганизационного повышения квалификации в ОУ.
Легкость и скорость в использовании (250 критериев за минут). Системность характеристики профессиональной компетентности педагога. Транслируемость в любое образовательное учреждение. Управление процессом профессионального развития педагога.