Государственный менеджмент: новые технологии
ВОПРОС 1 Государственный менеджмент: основные понятия
Государственное управление – механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий и удовлетворению интересов населения и его различных групп. Государственное управление – механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий и удовлетворению интересов населения и его различных групп.
Государственный менеджмент: основные понятия Государственный менеджмент акцентирует необходимость использования современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе; Государственный менеджмент акцентирует необходимость использования современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе; Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированной на результаты, а не на процедуры и аккумулирующей новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе. Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированной на результаты, а не на процедуры и аккумулирующей новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе.
ВОПРОС 2 Формирование нового, менеджеристского подхода к государственному управлению
Этап 1 Идеи В. Вильсона Рассмотрение государственного управления как сферы деловой активности Рассмотрение государственного управления как сферы деловой активности Деятельность государства должна быть направлена на достижение наилучших результатов, на эффективность и на улучшение показателей экономики Деятельность государства должна быть направлена на достижение наилучших результатов, на эффективность и на улучшение показателей экономики
Этап 2 Взгляды Ф. Тейлора, Л. Уайта, Л. Гулика Научный менеджмент - замена традиционных практических методов производственной деятельности на систематический, научный метод измерения и управления составляющими индивидуальной работы; Научный менеджмент - замена традиционных практических методов производственной деятельности на систематический, научный метод измерения и управления составляющими индивидуальной работы; Организация и контроль как основные проблемы государственного управления Организация и контроль как основные проблемы государственного управления
Этап 2 Взгляды Ф. Тейлора, Л. Уайта, Л. Гулика Залог эффективности государственного управления – четкое распределение ролей и обязанностей, централизованное рассмотрение бюджета, централизованные закупки, программирование работы, системы отчета и методы анализа. Залог эффективности государственного управления – четкое распределение ролей и обязанностей, централизованное рассмотрение бюджета, централизованные закупки, программирование работы, системы отчета и методы анализа.
ЭТАП 3 Период «переоценки» Положен конец классическому пониманию государственного управленя как беспристрастной деятельности, защищенной от политического влияния; Положен конец классическому пониманию государственного управленя как беспристрастной деятельности, защищенной от политического влияния; Задача объяснения реального функционирования административных служб с помощью анализа поведения работающих в них индивидов и групп. Задача объяснения реального функционирования административных служб с помощью анализа поведения работающих в них индивидов и групп.
ЭТАП 3 Период «переоценки» Широкое использование статистических методов в государственном управлении Широкое использование статистических методов в государственном управлении Идея о процессе принятия решений как наиболее важной проблеме государственного управления (Г.Саймон) Идея о процессе принятия решений как наиболее важной проблеме государственного управления (Г.Саймон) Ч. Линдблом: критика рациональных моделей принятия решений в государственном управлении Ч. Линдблом: критика рациональных моделей принятия решений в государственном управлении
ВОПРОС 3 Эволюция государственного менеджмента в последней трети XX века
Период реформ: основные тенденции Повсеместное проведение административных реформ; Повсеместное проведение административных реформ; «Коммерциализация» государства; «Коммерциализация» государства; «Приход» менеджера; «Приход» менеджера; Использование методов частного сектора в государственном управлении: планирование производительности, контроль за исполнением отчетности, финансовое управление и электронная обработка данных; Использование методов частного сектора в государственном управлении: планирование производительности, контроль за исполнением отчетности, финансовое управление и электронная обработка данных;
Период реформ: основные тенденции Передача ряда государственных функций коммерческим организациям; Передача ряда государственных функций коммерческим организациям; Проникновение персонала частных организаций в государственные структуры; Проникновение персонала частных организаций в государственные структуры; Формирование концепции «нового государственного управления» Формирование концепции «нового государственного управления»
ВОПРОС 4 Концепция «нового государственного управления». Современные тенденции в государственном менеджменте.
Вопросы НГУ Как создать организационные структуры способные эффективно производить желаемые результаты? Как создать организационные структуры способные эффективно производить желаемые результаты? Как мы можем создать мотивацию для чиновников делать это? Как мы можем создать мотивацию для чиновников делать это? Как мы можем принимать необходимые для населения решения в государственных структурах и измерять результаты выполнения этих решений? Как мы можем принимать необходимые для населения решения в государственных структурах и измерять результаты выполнения этих решений?
Основные идеи НГУ ориентация на клиента, ориентация на клиента, рыночная оценка деятельности госструктур, рыночная оценка деятельности госструктур, конкуренция между частными и государственнымми организациями, конкуренция между частными и государственнымми организациями, приватизация многих направлений деятельности государственных агентств, приватизация многих направлений деятельности государственных агентств, децентрализация управления на основе принципа субсидиарности децентрализация управления на основе принципа субсидиарности
Манифест НГУ книга Дэвида Осборна и Теда Геблера Реорганизация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор
10 принципов государственного менеджмента Осборна и Геблера Быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ. Быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ.
10 принципов государственного менеджмента Осборна и Геблера Передавать контроль за деятельностью правительственных учреждений из рук чиновников непосредственно местным общинам. Передавать контроль за деятельностью правительственных учреждений из рук чиновников непосредственно местным общинам. Оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по результатам. Оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по результатам.
10 принципов государственного менеджмента Осборна и Геблера Предоставлять потребителям право выбора производителей услуг. Предоставлять потребителям право выбора производителей услуг. Использовать стратегическое планирование и прогнозирование для предупреждения возникновения проблем. Использовать стратегическое планирование и прогнозирование для предупреждения возникновения проблем. Зарабатывать больше, чем тратить. Зарабатывать больше, чем тратить.
10 принципов государственного менеджмента Осборна и Геблера Ориентироваться прежде всего на координацию действий всех секторов общества (государственного, частного, некоммерческого) для решения возникающих проблем, а не на стремлению оказывать непосредственные услуги населению. Ориентироваться прежде всего на координацию действий всех секторов общества (государственного, частного, некоммерческого) для решения возникающих проблем, а не на стремлению оказывать непосредственные услуги населению.
10 принципов государственного менеджмента Осборна и Геблера Руководствоваться целями и задачами. Руководствоваться целями и задачами. Перейти от иерархии к сотрудничеству и командной работе на основе децентрализации управления. Перейти от иерархии к сотрудничеству и командной работе на основе децентрализации управления. Отдавать предпочтение рыночным рычагам перед административными механизмами Отдавать предпочтение рыночным рычагам перед административными механизмами
Концепция governance Новая формула: госслужба ответственна как перед политиками, так и перед гражданами; Новая формула: госслужба ответственна как перед политиками, так и перед гражданами; Доверие государства, граждан и бизнеса как ключевой элемент современного функционирования властно-управленческих отношений; Доверие государства, граждан и бизнеса как ключевой элемент современного функционирования властно-управленческих отношений;
Концепция governance Руководство понимается как система кооперации государственных, общественных, частных и смешанных структур для обеспечения удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем; Руководство понимается как система кооперации государственных, общественных, частных и смешанных структур для обеспечения удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем;
Концепция governance новый тип управления, основой которого являются сетевые структуры взаимодействия государственных, частных и общественных организаций новый тип управления, основой которого являются сетевые структуры взаимодействия государственных, частных и общественных организаций
Критика менеджеризма Возражения против рассмотрения граждан как клиентов Возражения против рассмотрения граждан как клиентов Критика предпринимательства Критика предпринимательства Опасность снижения внутренних связей в государственном аппарате Опасность снижения внутренних связей в государственном аппарате
Основная литература Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. – М., Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. – М., Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент: Учебное пособие. – М., Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент: Учебное пособие. – М., Кэттл Ф.Д. Реорганизация государственного управления. Анализ деятельности федерального правительства // Классики теории государственного управления: американская школа. – М., Кэттл Ф.Д. Реорганизация государственного управления. Анализ деятельности федерального правительства // Классики теории государственного управления: американская школа. – М., Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико- административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции governance // Полис. – Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико- административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции governance // Полис. – Уайт Л.Д. Введение в науку государственного управления // Классики теории государственного управления: американская школа. – М., Уайт Л.Д. Введение в науку государственного управления // Классики теории государственного управления: американская школа. – М., 2003.