Выполнили : Черномордова Анжелика Галанина Оксана Шашок Ксения 11 класс
Увлечение архитектурой. Первые гравюры Родился в местечке Мольяно, недалеко от Венеции, в семье каменщика Анджело Пиранези. Благодаря своему брату Анджело, который был монахом картезианского монастыря и очень образованным человеком, рано познакомился с историей Древнего Рима и увлекся его архитектурой. Отец отдал его в обучение Маттео Луккези инженеру водного магистрата и брату матери Джованни. В круг обязанностей юного Пиранези входило наблюдение за работами в окрестностях Венеции, зарисовки и обмеры.
В 1743 Пиранези частично издает свой первый цикл гравюр под названием «Первая часть архитектурных и перспективных рисунков, составленных и гравированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором».
В 1740 Венецианская республика решила отправить посольство к папе, и Пиранези был зачислен в свиту посла в качестве рисовальщика. В Риме он вошел в круг художников и архитекторов пансионеров Французской академии, научился у них, по словам Леграна, одного из биографов Пиранези, «широкому легкому рисунку и головокружительному искусству схватывать глазом и передавать с чувством то биение жизни, без которого все вокруг нас холодно и бесплодно». В течение трех лет, проведенных в Риме, Пиранези работал как театральный декоратор и одновременно изучал архитектуру древности, Ренессанса и барокко, штудируя теоритические труды и делая бесчисленные зарисовки памятников.
В конце 1743 Пиранези возвращается на родину и по дороге, проезжая через Венецию, берет несколько уроков рисунка и гравирования у Дж. Б. Тьеполо, по рекомендации которого был приглашен для исполнения декоративных работ в один из венецианских дворцов. В это время он делает первые наброски своих будущих знаменитых серий «Тюрьмы» и «Фантазии» («Каприччи»). «Фантастические композиции тюрем» были впервые изданы в 1745 и переизданы в Эта серия отражает зрелый почерк мастера. Офорты поразительны свободным и виртуозным штрихом, изощренностью и композиционным мастерством: фантастические переплетения сводов, арок, лестниц, колонн, кронштейнов, карнизов, рустов; мрачные машины, рычаги и цепи, заполняющие это пространство, создают ощущение чудовищного леса, в котором затеряны ничтожные фигурки людей, бессильные перед мощью грозного, обрушивающегося на них пространства. Необычайный
Живописная сила тона и монументальн ость форм отличительны е черты офортов Пиранези.
Издание состояло из четырех томов, каждый из которых содержал большое количество до того не исследованных материалов. Эти гравюры Пиранези стали серьезным вкладом в историю архитектуры античного Рима. Весь этот грандиозный труд был выгравирован на 224 досках и выполнен мастером за неполных пять лет. Успех «Римских древностей» был необычайно велик, хотя критики усмотрели в них отступление от норм классической гравюры.
Пиранези даже издал в Риме так называемые «Оправдательные письма», в которых отстаивал правоту своих взглядов и метода воспроизведения античных памятников.
Значительным в творчестве художника является его теоретическое наследие: сочинения, посвященные архитектуре, и полемика с противниками. Решительный сторонник Витрувия, определявшего архитектуру как синтез «прочности, полезности и красоты», Пиранези является одним из родоначальников классицизма. Возражая против слепого следования канонам, он поддерживал принципы гармонии функционального и эстетического, которые устанавливались им путем тщательнейшего изучения истории и конструкции древних памятников.
Отличаясь грандиозной работоспособностью, он заполнил за свою жизнь больше медных листов, чем все итальянские граверы 18 в. вместе взятые. В тесном сотрудничестве с Пиранези работал его брат Франческо. В 1765 Пиранези исполнил единственный в своей жизни реальный строительный заказ: декорировал фасад маленькой церкви Санта-Мария на Авентинском холме в Риме. В этой церкви он был погребен в 1778.
Ранние произведения Учился у отца, скульптора и живописца Пьетро Бернини, в Риме, куда семья переехала около Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь. Уже ранние скульптуры Бернини («Давид», 1619; «Похищение Прозерпины», 1621; «Аполлон и Дафна», ; все в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, «как воск», он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.
Весьма рано (около 1610) он заявляет о себе и как мастер скульптурного портрета. Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, там же) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы герцога Франческо д'Эсте ( , Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальный музей Версаля), в которых Бернини создал канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний.
"Экстаз Святой Терезы" Санта Мария делла Витториа. Рим. Эта композиция раскрывает один из сюжетов записок испанской монахини Терезы, жившейв 16 веке. Монахиня рассказывает, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил её сердце огненной стрелой, отчего она испытала "сладостную муку".
Динамика для Бернини является очень существенным элементом художественного решения. Эта скульптурная группа, в которой фигуры отклонены от вертикальной оси, а постамента касается только правая нога Аполлона, очень динамична. Движение трактовано как процесс, и в результате зритель становится свидетелем погони Аполлона, видит, как он уже настигает Дафну и как нимфа, молившая богов о спасении, превращается в лавровое дерево. Эта литературность замысла, характерна для пластики барокко, как и динамика композиции (движение олицетворяет для барокко саму стихию жизни).
Пропаганда католической веры (как главная задача Контрреформации) была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека. То же касается и его архитектуры. Более, чем какой-либо иной мастер, он способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре «вечного города» Рима, причем его ансамбли отнюдь не подавляют человека, но, напротив, в чисто ренессансном духе возвышают его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима.
Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов - Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла- Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко - Бернини и Борромини.
Закрепляющая его значение как главного храма католического мира с грандиозной колоннадой, в плане овалообразующей и как бы по словам самого Бернини «заключающей (зрителя) в объятия», возведена церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), увлекающая мощным, пульсирующим ритмом своих форм, устроена «Королевская лестница» в Ватикане ( ), в которой хитроумный перспективный трюк заставляет спускающуюся сверху фигуру выглядеть гораздо выше, чем на самом деле.
Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» ( ), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов, а также торжественное надгробие папы Александра VII ( ). В этих произведениях при всей их живописной риторике усиливаются черты углубленного драматизма. Приглашенный в 1665 в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил монументальные проекты нового фасада Лувра и в конного памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля.
1643. Среди римских фонтанов считается одним из самых красивых. Статуя Тритона стоит на раскрытых створках раковины, а она, в свою очередь, опирается на хвосты дельфинов. Между дельфинами, изображен герб семьи Барберини. Эта могущественная в то время семья, главой которой был Папа Римский Урбан VIII, покровительствовала многим итальянским художникам, в том числе и автору фонтана. В центре композиции - Тритон - мифологический персонаж, сын морского бога Посейдона, получеловек- полурыба.
Театральное начало, присущее работам Бернини, находило непосредственное выражение и в написанных им пьесах (комедия «Фонтан Треви» и др.), которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты.
ЖИРАРДОН (Girardon) Франсуа (10 марта 1628, Труа, Шампань 1 сентября 1716, Париж), французский скульптор, самый значительный ваятель Франции последней трети 17 в.
Родился в семье мастера декоративного и фигурного литья. В период работы подмастерьем у скульптора и мебельщика К. Бодиссона привлек внимание королевского канцлера П. Сегье, оплатившего его поездку в Рим для завершения художественного образования. В 1651 обосновался в Париже. Познакомился с «первым живописцем короля» Ш. Лебреном и впоследствии не раз с ним сотрудничал. В 1657 был принят в Королевскую академию.
Много работал в Версале, где создал мраморную группу с Аполлоном и нимфами ( ). Здесь проявились лучшие свойства его таланта умение сочетать традиционные, античные и итало- барочные, мотивы с монументальной гармонией и особым пространственным размахом, свойственными французскому барочному классицизму. «Аполлон и нимфы» стали как бы скульптурным камертоном всего Версаля.
К эскизам Жирардона восходят и многие тамошние фонтаны, в том числе «Пирамида» и «Купальня нимф» ( ), а также (в большинстве своем мраморные) скульптуры «Зима» ( ), «Похищение Персефоны» ( ), «Отдыхающий Геркулес» (1679) и «Победа Франции над Испанией» ( ).
Среди других его наиболее значительных произведений – надгробие кардинала Ришелье в капелле Сорбонны (1675), кардинал умирает здесь на руках аллегории Благочестия, а у ног его рыдает Христианское учение, и величественный конный монумент Людовика XIV ( ; разрушен в 1792).
В поздний период исполнил ряд работ для родного города, в том числе большое бронзовое «Распятие» для церкви Сен-Реми, ), а также мраморное «Снятие со креста» для собственного с женою надгробия (1703). После 1700 не получал крупных королевских заказов, т. к. они перешли к его молодому конкуренту А. Куазевоксу.
Метрополитен – музей. Нью - Йорк.
В целом творчество Жирардона сыграло весьма важную роль в упрочении авторитета французской скульптуры: уже не следуя в фарватере итальянской пластики, она теперь стала всеевропейским эталоном «большого стиля».