Самоанализ педагогической деятельности. Учителя математики Новосёловой Евгении Алексеевны МОУ «Усть-Мосихинская СОШ» 2009 год.
Новосёлова Евгения Алексеевна Работаю учителем математики в Усть- Мосихинской школе с 1997 года. Имею высшее образование: в 1991 году закончила физико- математический факультет Новокузнецкого Государственного Педагогического Института по специальности учитель математики.
Целью моей педагогической деятельности является : овладение учащимися математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин, продолжения образования ; развитие личности каждого ребёнка посредством формирования культуры самоуправления учебной деятельностью; развитие личностно-смыслового отношения учащихся к предмету математика.
Основными задачами считаю: Организацию процесса обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся; Формирования у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учу школьников самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
С 2007 года работаю над темой по самообразованию «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики». Формирование навыков самостоятельной работы считаю одной из важнейших задач в моей педагогической деятельности. И эта задача решается, во-первых, в процессе восприятия учащимися информации на уроке; во-вторых, в процессе применения изученной информации; в-третьих, в процессе выполнения домашних работ.
Виды самостоятельных работ используемые мною: Работа с учебником Самостоятельные работы тренировочного характера. Самостоятельные работы творческого характера. Выполнение домашних заданий.
Работа с учебником *чтение текста вслух; *чтение текста про себя; *воспроизведение содержания прочитанного; *обсуждение прочитанного; *разбиение прочитанного текста на смысловые части; *самостоятельное составление плана прочитанного; *работа с оглавлением и предметным указателем; *работа над понятиями, терминами, правилами.
Самостоятельные работы тренировочного характера. Для закрепления изученного, для его применения, для овладения необходимыми умениями и навыками почти на каждом уроке я провожу подобные работы. Они состоят обычно из типовых умений и задач, аналогичных тем, которые выполнялись с помощью учителя. Это могут быть также: самостоятельное воспроизведение известных учащимся выводов формул, доказательство теорем, составление таблиц и т.п., составление задач и упражнений самими учащимися, организация работы над ошибками. Особое внимание уделяю тестовым самостоятельным работам, которые готовят учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Самостоятельные работы творческого характера. Решение и составление нестандартных, занимательных задач, задач с использованием исторических сведений. Такие задания учащихся приучают думать, мыслить, творить. В последние годы начала использовать метод проектов, который ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую. Пока я использую краткосрочные проекты по отдельным темам – «Координатная плоскость», «Статистические характеристики».
Выполнение домашних заданий. Выполнение домашних заданий использую, главным образом, для закрепления изученного. Даю четкий инструктаж о том, как и что делать дома, на родительских собраниях, начиная с 4 класса информирую родителей о том, как учащиеся должны готовить домашние задания по математике, как они должны работать с книгой, вести тетрадь и т.д.
Планируя проведение самостоятельной работы на уроке, я чётко определяю цель этой работы. Просматриваю, подготовлена ли она предварительными устными упражнениями, или выполненным домашним заданием, или аналогичным заданием на уроке. Определяю время, необходимое для выполнения каждому ученику; продумываю дополнительные задания сильным ученикам и помощь для слабых учеников. Определяю формы осуществления самоконтроля. Продумываю, какие средства будут использованы при проверки.
В своей работе использую дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого ученика. Для обеспечения активного участия всех учеников в процессе урока применяю различные организационные формы общения: работа в парах и группах, индивидуальная и коллективная работа. Организую совместную деятельность, на уроках создаю ситуацию выбора и ситуацию успеха, уверенности в свои силах.
Для активизации деятельности учащихся по овладению математическими знаниями ввожу в урок игровые моменты. Дидактические игры, игровые ситуации хорошо сочетаются с серьёзным учением. В большинстве своём игра на моих уроках носит обучающий характер, в процессе игры учащиеся приобретают новые знания и навыки. Именно в игре у детей появляется реальная возможность стать лидером, или обрести равноправие.
Провожу уроки с элементами коллективного способа обучения (КСО), применяя методику «Взаимообмен заданиями». Преимуществом КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. В диалоге вырабатываются навыки социального и делового общения.
В школьную жизнь уже прочно вошли компьютеры, проекторы и интерактивные доски. Пока у меня в классе нет этого оборудования, но я уже провожу уроки используя технику и смогла оценить повышение эффективности уроков. Уроки с использованием презентаций становятся более насыщенными и дают возможность развивать у учащихся интерес к предмету, познавательную активность, творческий подход.
Моё педагогическое кредо: