1.Самосознание и самопознание. 2. Роль самооценки в формировании личности. 3.Развитие самопознания и формирование личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Все победы начинаются с победы над собой». А. Леонов.
Advertisements

Самопознание и развитие личности. 2 Цели и задачи урока 1. Объяснить понятия и термины: самосознание, самопознание, самооценка. 1. Объяснить понятия и.
Психологические аспекты формирования личности. Критерии оценивания 1. Как обстоит дело с его чувством самооценки 2. Каков склад его ума ? 3. Обладает.
Самопознание и развитие личности. Интегрированный урок по обществознанию и психологии.
Технология 9 класс под редакцией В.Д.Симоненко «Вентана-Граф» Профессия и карьера.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
1. Самооценка и уровень притязаний Что я знаю о своих возможностях Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю, смерть, что ищет, все губя, Я знаю книги, истины.
«Мой выбор. Жизненный успех.» 10 класс 19 декабря 2007г.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите,
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
Использование технологий мыследеятельностной педагогики в образовательной деятельности по развитию у дошкольников способности воображения Е.П. Келлер,
Самопознание Что такое самопознание ? Чем познание себя отличается on познания других объектов? Как формируется образ «Я». Каковы механизмы самооценки?
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
1 ПОБЕДИТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Классный час. 2 Все победы начинаются с побед над самим собой. Л. Леонов.
Культура выбора Подготовила: педагог – психолог Плитина В.Б.
На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю».
Автор: Романова О.Ю.. Содействовать осознанию уникальности каждого человека и его право на проявление своей индивидуальности. Формирование у учащихся.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Транксрипт:

1.Самосознание и самопознание. 2. Роль самооценки в формировании личности. 3.Развитие самопознания и формирование личности.

Один человек проснулся ночью, так как замерз. Он пошел к дому со­седа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал: -Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня? Сосед ответил: -Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас -а в руках у вас зажженный фонарь! Один человек проснулся ночью, так как замерз. Он пошел к дому со­седа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал: -Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня? Сосед ответил: -Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас -а в руках у вас зажженный фонарь! -О чем притча? -Чему она нас учит? -Какое отношение она имеет к теме сегодняшнего урока? -О чем притча? -Чему она нас учит? -Какое отношение она имеет к теме сегодняшнего урока?

-Почему нам так трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя? - Надо ли это делать и каким образом? -Почему нам так трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя? - Надо ли это делать и каким образом? «Человек - это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь». Е. Евтушенко «Человек - это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь». Е. Евтушенко Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон

« Внутренний мир человека» Дж. Локк человек познает себя интуитивно на основе реф­лексии (осмысления) жизненного опыта, который расширя­ется с годами. И. Кант придавал пониманию «я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. С его точки зрения, самосознание - необходимая предпосылка нравственности и моральной от­ветственности. Г.Гегель рассматривал самосознание в развитии, при изу­чении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

психология о самосознании и самопознании Сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект познания совпадают, поэтому Сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Важный признак самосознания - готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в те­чение всей жизни. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать твор­ческий потенциал личности. 6. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности. Сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект познания совпадают, поэтому Сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Важный признак самосознания - готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в те­чение всей жизни. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать твор­ческий потенциал личности. 6. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

Тест Куна и Мак-Портленда «Кто я?» Если ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что та­кого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, воз­можно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидны­ми характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно? От 9 до 17 ответов - это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много. Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя. У вас ответов больше 22. Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили - задача в том, чтобы написать как мож­но больше, и стали писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»? Не решили ли, что здесь соревнование, и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнова­ния там, где (как, например, в данном случае) ее вовсе не предпо­лагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно как-то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь уга­дать, чего от вас ждут, и добиться «первого места»?, Если ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что та­кого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, воз­можно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидны­ми характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно? От 9 до 17 ответов - это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много. Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя. У вас ответов больше 22. Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили - задача в том, чтобы написать как мож­но больше, и стали писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»? Не решили ли, что здесь соревнование, и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнова­ния там, где (как, например, в данном случае) ее вовсе не предпо­лагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно как-то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь уга­дать, чего от вас ждут, и добиться «первого места»?,

С лица воды не пить. Не родись красивой, а родись счастливой. Красота спасет мир. Лицо выдает негодяя. У него на лице все написано. -Как вы думаете, действительно ли так уж важна для человека его внешность? -А как же тогда другая поговорка: «Встречают по одежке, про­вожают по уму»? Свой ответ аргументируйте.

- Что вы понимаете под понятием «самооценка»? Самооценка - представление о своих способностях, отношении к себе других людей. Самооценка = притязание. Самооценка - представление о своих способностях, отношении к себе других людей. Самооценка = притязание. -Согласны ли вы с данными утверждениями? - Почему в определении самооценки содержатся два компонента? Ответ аргументируйте. -Согласны ли вы с данными утверждениями? - Почему в определении самооценки содержатся два компонента? Ответ аргументируйте.

Уровень самооценки и ваш успех 1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. 2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе. 3. Я беспокоюсь о своем будущем. 4. Многие меня ненавидят. 5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие. 6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние. 7. Я боюсь выглядеть глупым. 9. Внешний вид других куда лучше, чем мой. 10. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми. 1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. 2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе. 3. Я беспокоюсь о своем будущем. 4. Многие меня ненавидят. 5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие. 6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние. 7. Я боюсь выглядеть глупым. 9. Внешний вид других куда лучше, чем мой. 10. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми. 12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе. 13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще. 14. Моя жизнь бесполезна. 15. Многие неправильного мнения обо мне. 16. Мне не с кем поделиться своими мыслями. 17. Люди ждут от меня очень многого. 18. Люди не особенно интересуются моими достижениями. 19. Я слегка смущаюсь. 20. Я чувствую, что многие люди не понимают меня. 21. Я не чувствую себя в безопасности. 22. Я часто волнуюсь понапрасну. 11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми. 12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе. 13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще. 14. Моя жизнь бесполезна. 15. Многие неправильного мнения обо мне. 16. Мне не с кем поделиться своими мыслями. 17. Люди ждут от меня очень многого. 18. Люди не особенно интересуются моими достижениями. 19. Я слегка смущаюсь. 20. Я чувствую, что многие люди не понимают меня. 21. Я не чувствую себя в безопасности. 22. Я часто волнуюсь понапрасну.

23. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. 24. Я чувствую себя скованным. 25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. 26. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я. 27. Мне кажется, что со мной должна случиться какая- нибудь неприятность. 28. Меня волнует, как люди относятся ко мне. 29. Как жаль, что я не общителен. 30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте. 31. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники 23. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. 24. Я чувствую себя скованным. 25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. 26. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я. 27. Мне кажется, что со мной должна случиться какая- нибудь неприятность. 28. Меня волнует, как люди относятся ко мне. 29. Как жаль, что я не общителен. 30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте. 31. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники

«очень часто» - 4 балла,«часто» - 3, «редко» - 2, «никогда» баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий баллов - показатель среднего уровня самооценки, чело­век редко страдает «комплексом неполноценности», лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей. 4,6-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезнен­но переносит критические замечания, не уверен в себе баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий баллов - показатель среднего уровня самооценки, чело­век редко страдает «комплексом неполноценности», лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей. 4,6-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезнен­но переносит критические замечания, не уверен в себе.

Проанализируем уровни самооценки. Итак, высокая само­оценка: какие у нее сильные и слабые стороны? Каковы перспективы формирования личности, которая имеет высокую самооценку? Как будут складываться у человека с высокой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями? Низкая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны? Каковы перспективы формирования личности, которая имеет низкую самооценку? Как будут складываться у человека с низкой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями? Какой уровень самооценки является самым оптимальным? Почему? Проанализируем уровни самооценки. Итак, высокая само­оценка: какие у нее сильные и слабые стороны? Каковы перспективы формирования личности, которая имеет высокую самооценку? Как будут складываться у человека с высокой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями? Низкая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны? Каковы перспективы формирования личности, которая имеет низкую самооценку? Как будут складываться у человека с низкой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями? Какой уровень самооценки является самым оптимальным? Почему?

Три основных момента самооценки 1.Самопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, к которому мы стремимся. Выражается формулой: Самооценка= Успех: Притязание 1.Самопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, к которому мы стремимся. Выражается формулой: Самооценка= Успех: Притязание Реальный образ идеал Реальный образ идеал успех Снижение требований к идеалу 2. Оценка себя на основе оценки других. Пример: «Ты умный», «Ты красивый», «Какой же ты дурак», «Бездарь» 3. На отношении к собственным успехам и неудачам Меняется на протяжении всей жизни

3. Развитие самосознания и формирование личности Прочитайте последний пункт § 27. Как происходит процесс самосознания человека? Опишите первый этап само сознания. Опишите и охарактеризуйте процесс формирования у ребенка способности к самостоятельным действиям? Когда и как начинается процесс развития самооценки? Охарактеризуйте этап развития моральной самооценки под­ростка. Что такое «Я-концепцш» личности? Дайте ей характеристику. Какие разные критерии для классификации Я-образов разработаны учеными? Имеет ли границы процесс самопознания? Почему? Какое место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности! Опишите процесс идентификации человека с разными соци­альными группами? Что собой представляет подростковая идентичность? Охарактеризуйте три измерения подростковой идентичности. Опишите четыре варианта обретения идентичности у подро­стков? Какие условия облегчают процесс обретения идентичности, и какие - усложняют? Сделайте общие выводы по исследуемому вопросу.

III. Итог урока Какие этапы самопознания можно выделить? Можно ли считать представления о собственной внешности истинными? Какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на самооценку личности? Какие способы повысить свою самооценку вы знаете? Выполните одно из упражнений на повышение самооценки. Это задание разработала психолог И.В. Дубровина.

Я Я