И.С.Якиманская
Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое место придаётся субъективному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Классификационная характеристика по уровню применения: общепедагогическая по философской основе: прагматическая по общему фактору развития: психогенная по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая по ориентации на личностные структуры: информационно- операционная (ЗУН + СУД ) по характеру содержания : обучающая, светская, образовательная По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп по организационным формам: классно-урочная, индивидуально- диффренцированная. по подходу к ребёнку: педагогика сотрудничества. по преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая по направлению модернизации: альтернативная по категории обучающихся: массовая
Акцент целей Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребёнка. Помочь личности познать себя, самоопределиться, самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
ГипотезыГипотезы Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный индивидуальный, личностно- значимый, а потому очень действенный источник развития. «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию. Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания. Сочетание обучения ( нормативно - сообразная деятельность общества ) и ученья ( индивидуально значащей деятельности отдельного ребёнка ) Содержание, методы, приёмы направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной ( познавательной деятельности ). Выявление индивидуальных особенностей интеллекта, степень его адекватности ( неадекватности ) определённому виду деятельности. Для каждого составляется своя ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программой деятельности. Учитывается индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивации, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных учителем. Профессиональное наблюдение за учеником оформляется в виде индивидуальной карты его развития и служит основным документом для выбора дифференцированных форм обучения. Говорить о ЛО можно только тогда, когда есть дидактическое обеспечение, реализующее принцип субъективного образования. (С пециальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями).
литература Атутов П.И. «Связь обучения с жизнью, практикой, производством». Борисова Е.М. «Индивидуальность и профессия» Вертинская Н.Н. «Индивидуальность личности» Под ред. Якиманской«Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся» Под ред. Крутецкого «Вопросы психологии способностей школьников» Калмыкова З.И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости» Кларин М.В. «Инновации в мировой практике» Леви В. «Искусство быть собой» «Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов» Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности» Под ред.Якиманской«Психологические критерии качества знаний школьников». Селевко Г.К. «Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой» Шадриков В.Д. «Личностно-ориентированное обучение» Шадриков В.Д. «Психология деятельности и способности человека» Якиманская И.С. «Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы». Якиманская И.С. «Знание и мышление школьника» Якиманская И.С. «Принцип активности в педагогической психологии» Якиманская И.С. «Развивающее обучение»
М.Волошин М.Волошин
Работа выполнена Ткач Еленой Николаевной, заместителем директора по научно-методической работе МОУ СОШ 2 Работа выполнена Ткач Еленой Николаевной, заместителем директора по научно-методической работе МОУ СОШ 2 Карасукского района НСО Карасукского района НСО