Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание в практике работы в практике работы центральной городской библиотеки им. Горького г. Ростова на Дону Ростов-на-Дону 2011
В марте 2006 г. на сайте Ростовской Централизованной библиотечной системы ( заработала виртуальная справочная служба «Задать вопрос».
Для популяризации ВСС «Задать вопрос» в июле 2006 г. для работников БИЦ был проведен семинар «Виртуальное справочное обслуживание пользователей»
6 этапов обслуживания удаленных пользователей: прием запроса характеристика пользователя анализ запроса поиск информации предоставление ответа анализ изучения эффективности обслуживания
Информационно-библиографический аппарат для исполнения виртуальной справки: Электронные каталоги ДГПБ Сводный краеведческий каталог библиотек РО Аналитика МАРС Донская электронная библиотека Электронный каталог Ростовской ЦБС Электронные каталоги РГБ, РНБ, ИНИОН РАН Национальный библиотечный ресурс Официальные сайты журналов и газет с полнотекстовыми архивами статей Онлайновые справочные ресурсы (энциклопедии, справочники, словари) Поисковые системы Традиционный справочно-библиографический аппарат библиотеки СПС «Консультант+»
Ответ на запрос пользователя может быть представлен: Ссылками на Интернет-ресурсы Библиографическими списками (количество названий варьируется) Ссылками на выполненные запросы, хранящиеся в архивах ВСС Фактическими данными (с указанием источника информации); Методической консультацией по проведению дальнейшего самостоятельного поиска самими пользователями
За время работы виртуальной справочной службы ответы на свои запросы получили более 2000 удаленных пользователей
Категории удаленных пользователей ЦГБ им. Горького Ростова-на-Дону : Учащиеся школ Студенты Библиотекари/библиографы из других городов (Пролетарск) Библиотекари/библиографы библиотек-филиалов Ростова-на- Дону
Примерная тематика получаемых запросов: Подбор документов для написания курсовых работ, рефератов (ЭК ДГПБ, Ростовской ЦБС, РГБ, РНБ) Подбор источников Интернета по какой-либо теме Консультации по поиску в электронном каталоге ЦБС Исторические факты о Ростове-на-Дону Стихи о Ростове Биографии ростовских писателей История улиц Ростова В какой библиотеке Ростова можно найти ту или иную книгу, журнал Анализ стихотворений Тексты статей из периодических изданий. Ноты
Изучение эффективности обслуживания. Качество предоставленной информации определяется пользователями, получающими ответы на свои запросы. Требования к качеству предоставленной информации, а также ко всем этапам выполнения запроса, предусматривает постоянное повышение квалификации персонала (обучающие курсы, самообразование). Основные квалификационные требования: знание источников, ресурсов коммуникативность и социальная активность знания практического использования компьютера общая эрудиция
Несмотря на бурное развитие Интернет-ресурсов, виртуальная справка как услуга остается эксклюзивной, потому что она отвечает на индивидуальные запросы пользователей.
Спасибо за внимание!