Тенденции на рынке розничных продаж прессы в Украине
Рынок розничных продаж прессы стабильно растет (20% ежегодно); Увеличивается количество изданий Рост количества журналов превышает рост количества газет. Аудитория одного номера снижается. Растет конкуренция среди издателей. Тенденции на рынке розничных продаж прессы
Запросы и поведение потребителей меняются Потребитель стал более требовательным - полистать журнал перед покупкой; -широкий ассортимент; -комфортные условия покупки; У потребителя все больше денег (пока) У потребителя все меньше времени Тенденции на рынке розничных продаж прессы
Сравним форматы Раскладка в метро или подземном переходе Киоск (современ ный) Полки в супермаркете «Прилавочная» точка в супермаркете Магазин прессы в ТЦ Широта ассортимента До 200До 300От 50 до 200До 400До 700 Открытый доступДаНетда как правило, нетДа КомфортНетЗависитДаЗависитДа Время контакта с точкой КороткоеЗависитДолгоеЗависитДолгое Почему оказались возле точки Маршрут следования Пришли за продуктами Пришли в супермаркет за продуктами; увидел, захотел купить прессу Пришли в ТЦ за развлечениями и товарами; увидели, зашли купить прессу осознанно(!) аудиториядемократичная Зависит от супермаркета. Как правило, демократичная Зависит от супермаркета. Как правило, демократичная Зависит от аудитории ТЦ. Наиболее активные потребители. Доход может быть выше Знаем, что купим или выберем на месте? (как правило) ЗнаемСкорее знаем Можем выбирать зависитМожем выбирать
Женщин покупателей больше (57,4%) чем мужчин. Больше всего покупателей (29,9 %) - это люди в возрасте лет. 57,7% - люди с высшим или неполным высшим образованием. 62,2% респондентов оценивают свой уровень дохода, как средний. У большинства покупателей семья состоит из 3-х и 4-х членов (32,6% и 31,2% соответственно). В семьях у 54,8% опрошенных покупателей нет несовершеннолетних детей. Наиболее популярными местами покупок продуктовых товаров являются супермаркеты и магазины у дома. Непродуктовые товары респонденты предпочитают покупать на рынках и в супермаркетах. Для покупок прессы, около половины респондентов выбрали киоски. Больше всего респондентов пожелали видеть магазин прессы рядом с супермаркетом и рынком. Также, часть респондентов отметили такие варианты расположения магазина, как возле станций метрополитена и остановок общественного транспорта. Небольшая доля опрошенных респондентов пожелали разместить торговую точку прессы рядом с домом и институтом Потребители прессы в супермаркетах и ТЦ
Старый киоск в Одессе
Новый киоск в Одессе
Киоск в Луганске
Киоск в Харькове
Стеллаж в супермаркете
Арендная точка в супермаркете
Магазин в ТЦ
Изменения на рынке розничных продаж Каналы супермаркетов, ТЦ становятся все более важными для издателя; Через данные каналы можно достичь аудиторию более избирательно; Увеличивается количество ТТ в данных каналах; Рост доли этих каналов сдерживается динамикой развития коммерческой недвижимости Тенденции на рынке розничных продаж прессы
Обзор рынка Недостаточно торговых точек в Киеве, Донецке, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Львове. городнаселение, тыс. чел., кол-во торговых токек прессы к-во жителей (тыс. чел) на одну ТТ Киев2 741, ,6 Донецк1 035,502254,60 Днепропетровск1 028,003203,21 Харьков1 470,003113,65 Запорожье996,004922,02 Луганск528,002632,01 Одесса1 000,783502,86 Львов735,002682,74 Симферополь341,602071,65 Ялта (большая)80,55701,15 Алушта29,90301,00 Севастополь340,301791,90
Характерные черты ряда рынков Киев. Высококонкурентный рынок. Преобладают киоски и стеллажи в супермаркетах. Лидер – Союзпечать. Второе место – «Твоя пресса». Донецк. Преобладает киосковый сегмент. Лидер – Союзпечать. Также имеются три «догоняющих» игрока: два локальных и «Твоя пресса». Днепропетровск. Сегменты киосков и супермаркетов примерно равны. Лидер «Атма-пресса», второе место – «Твоя пресса». На витринах «СВ-прессы» преобладает сопутка. Харьков. Очень раздробленный рынок. Картина меняется. Запорожье. Преобладает киосковый сегмент. Лидер – КП «Пресса», на втором месте «Атма- пресса». Луганск. Преобладает киосковый сегмент. Безусловный лидер – «Твоя пресса». Одесса. Преобладает киосковый сегмент. Безусловный лидер – «Твоя пресса». В сегменте супермаркетов присуствует сильный локальный игрок. АР Крым. Преобладает киосковый сегмент. Сильна сезонность. Безусловный лидер – «Картель». Львов. Преобладает киосковый сегмент. Три сопоставимых по долям рынка локальных сети.
Основные характеристики рынка Общие черты: Недостаточность количества торговых точек; Преобладание киоскового сегмента; Монополизированность в сегменте киосков, и раздробленность в сегменте супермаркетов и ТЦ. Предприятия, как правило, принадлежат локальным игрокам и, чаще всего, контролируются менеджментом; Реже предприятия принадлежат крупным издателям. Проблема ли это? Недостаток инвестиций; Недостаточно высокий уровень менеджмента; Сложная и длительная процедура получения земельных участков. Различия: Отсутствие наследников «Союзпечати» в Днепропетровске, Харькове. Присутствие сразу нескольких, сопоставимых по долям рынка, игроков в киосковом сегменте в Львове, Донецке. В Днепропетровске «СВ-Пресса» принадлежит табачным дистрибьюторам. В Киеве табачные киоски сети «Вариант» торгуют прессой.
Тенденции и возможные перспективы В отрасли происходит: Консолидация как на региональном, так и на национальном уровне; Количество игроков уменьшается; Появились (пока не более трех) игроков, претендующих на роль общенациональных. Крупнейший из них на сегодня – «Твоя пресса» (857 торговых точек в 11 регионах страны). Все эти игроки связаны с издателями. Создает ли это проблемы? Европейские и российские игроки изучают рынок. Увеличение инвестиций; Усиление конкуренции, и, как следствие, перегрев рынка. Учимся договариваться.
Тенденции и возможные перспективы В отрасли происходит: Вслед за изменением потребительского поведения и ростом количества супермаркетов и ТЦ, доля ТТ и продаж в этом сегменте увеличивается. В сегменте супермаркетов и ТЦ прибыльность невысокая: Супермаркеты применяют к прессе те же подходы, что и по другим товарным группам. При этом, издатели с трудом воспринимают эту тенденцию. Расходы издателей на трейд-маркетинг и продажи будут возрастать (растет количество изданий; мало мест на одной ТТ; изменились подходы сетей; растет требовательность потребителя, издателя, самой сети) Киоски будут постепенно уходить (связано с моделью поведения потребителей, развитием коммерческой недвижимости, требованиями властей); опт уходит и перерастает в логистику; Появились новые форматы.