Классики коррекционной педагогики Выполнила: Ткачук Александра
Кащенко Всеволод Петрович
Советский дефектолог, один из первых организаторов высшего дефектологического образования и научно- исследовательской работы в области дефектологии в СССР.
Открыл в 1908 частную школу-санаторий одно из первых учреждений для аномальных детей в Москве. В 1918 на базе этой школы был организован "Дом изучения ребёнка", вскоре преобразованный в Медико-педагогическую опытную станцию, руководимую Кащенко.
Используя врачебно-педагогические средства, Кащенко ставил задачу добиться ослабления или преодоления недостатков развития у аномальных детей. Учебно-воспитательный процесс он основывал на применении методов, содействующих максимальной активности и самостоятельности детей, пробуждению у них стремления исправить недостатки своего поведения. Он подчёркивал, что для аномальных детей важно не количество знаний, а их качество, жизненность и их роль в развитии познавательных возможностей учащихся.
1920 по 1924 был ректором и профессором Педагогического института детской дефективности в Москве. В последние годы жизни Кащенко работал над проблемами логопедии.
Мария Монтессори
В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.
Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.
Упорство Марии Монтессори дало плоды – она стала первой женщиной – врачом в Италии. Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.
После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.
Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Впитывающий разум ребёнка».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.
При жизни её номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Рудольф Штайнер
без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он - редактор и издатель естественно-научных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения - эвритмия;
основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего детских садов и школ - работающих на основе созданной им педагогики.
Германии в годах и обобщенных затем в маленькой книжечке «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» он впервые излагает свои взгляды на развитие ребенка, в особенности его мышления и показывает, как мышление ребенка проходит различные фазы и какие педагогические выводы из этого следуют.
Основание первой вальдорфской школы в Штутгарте гг.
Инновации осуществлённые в школе: 1. Возрастная ориентация учебного плана и методов обучения. 2. Принцип классного учителя, ведёт свой класс с первого по восьмой год обучения. 3. возрождение традиции устного рассказа. 4. Особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании. 5. Совместное обучение мальчиков и девочек, отсутствие разделения по социально-материальному признаку. 6. Отмена цифровой оценки (отметки) отмена второгодничества.
7. Терапевтический аспект педагогики, введение гигиенических организаций преподавания. 8. Связанная с терапевтическими аспектами интеграции врача в жизни школы. 9. Преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам. 10.Еженедельная конференция учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубления познания человека. 11. Коллегиальное самоуправление школы учителями. 12. Совместная работа родителей и учителей.
К концу нашего столетия вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическое движение. Вальорфские школы и инициативы становятся живыми педагогическими сообществами, экологическими нишами детства.