1 Программа создания и развития Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на 2008-2017 годы Э.Ф. Крючков Проректор МИФИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межведомственная рабочая группа по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
16 декабря 2010, г. Санкт-Петербург «Формирование инновационной научно-образовательной инфраструктуры транспортного вуза» Президент Ассоциации вузов транспорта.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Пермский государственный технический университет СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАДРОВ И ЦЕНТРА ИННОВАЦИОННОГО.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ «ПЕРЕДВИЖНОЙ» ШКОЛЫ ( 2009 г.)
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Транксрипт:

1 Программа создания и развития Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на годы Э.Ф. Крючков Проректор МИФИ

2 Ренессанс мировой атомной энергетики ЕвропаСеверная Америка АТР Южная Азия Ближний Восток и Северная Африка Африка южнее Сахары Южная и Центральная Америка Экспертная оценка ЦНИИАИ Инерционный сценарий Оптимизированный сценарий Потребность в дополнительных мощностях АЭС по регионам мира на 2030 г. Прогноз, ГВт Российские компании могут претендовать на 15-20% от объема перспективного рынка Россия и СНГ 19 48

3 Характеристика кадрового потенциала атомной отрасли Ключевые задачи для отрасли: привлечение и закрепление молодежи в отрасли, снижение среднего возраста персонала целевая переподготовка высвобождающихся в результате реструктуризации кадров, ускоренная подготовка специалистов, рабочих и техников оптимизация численности персонала за счет вывода непрофильных активов и внедрения новых технологий. Численность работников занятых в атомной отрасли ~ 300 тыс.чел Численность работников занятых в атомной отрасли ~ 300 тыс.чел. Ежегодная потребность в молодых квалифицированных кадрах всех уровней подготовки составляет от до человек, переподготовки – более 10 тысяч человек (с учетом реструктуризации отрасли) П роблемы системы воспроизводства кадров: кадров: Нехватка кадров, способных работать с новыми инновационными технологиями угроза потери критических технологий Демографический кризис Конкуренция за кадровый ресурс между крупными инвесторами Отсутствие системной кадровой политики в отрасли Удорожание социальной инфраструктуры Старение кадрового потенциала Старение материально-технической базы учебных заведений Отсутствие единой методологической базы в области ядерного образования и эффективной системы контроля. Атомной отрасли – консолидированное ядерное образование мирового уровня.

4

5 НИЯУ МИФИ объединит 6 профильных высших учебных заведений, 13 учреждений среднего и 5 учреждений начального профессионального образования Всего 24 образовательных учреждения: 40 тыс. учащихся 40 тыс. учащихся 7250 сотрудников 7250 сотрудников 2750 человек – штат ППС 2750 человек – штат ППС более 1600 человек с учеными степенями более 1600 человек с учеными степенями и званиями. и званиями. учебные площади – более 500 тыс. кв.м. учебные площади – более 500 тыс. кв.м. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Впервые предлагается отраслевой территориально-распределенный принцип формирования в 5 федеральных округах и в 9 ЗАТО. 5 ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ 9 ЗАТО Целью Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» является кадровое и научно- инновационное обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации по профильным специальностям Университета на основе системной модернизации многоуровневого профессионального образования Университета, обеспечение интеграции науки, образования и производства.

6 МИФИ г.Москва ОГТУАЭ г.Обнинск Колледжи и техникумы – 4 НИЦ КИ, ВНИИНМ, ВНИИАЭС, ИТЭФ, НИКИЭТ, ВНИИА, ГНЦ РФ-ФЭИ, АЭС: Курская, Калининская Смоленская СГТА г.Северск Колледжи и техникумы – 4 Училища-2 СХК, ГХК, КГПИИ «ВНИПИЭТ» АЭХК, ХМЗ, ЗабГОК, НЗХК, ППГХО СГФТА г.Снежинск НГТИ г.Новоуральск Филиалы МИФИ (г.Озерск г.Лесной, г.Трехгорный) Колледжи и техникумы – 2 Училища-3 РФЯЦ-ВНИИТФ ПО «Маяк», «ЭХП», ИРМ, УЭХК, Белоярская АЭС Подготовка кадров будет осуществляться совместно головным вузом МИФИ и региональными образовательными учреждениями в рамках региональных уровневых кластеров. СГФТИ г.Саров Колледжи и техникумы – 2 РФЯЦ-ВНИИЭФ, НИАЭП, ОКБМ, НИИАР, АЭС: Балаковская, Нововоронежская Центральный ФО Уральский ФО Приволжский ФО Сибирский ФО Техникум – 1 Волгодонская АЭС Южный ФО

7 В целях создания НИЯ У МИФИ выполнены следующие мероприятия Проведено 7 совещаний и рабочих встреч представителей Минобрнауки России, Рособразования, Росатома, Роснауки, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителей 24 образовательных учреждений, реорганизация которых планируется в ходе создания Университета Получены решения органов законодательной и исполнительной власти 11 субъектов Российской Федерации о создании ФЯУ МИФИ Получены положительные решения ученых советов 6 вузов, общих собраний коллективов 13 образовательных учреждений СПО и 5 образовательных учреждений НПО Разработаны Концепция и Программа создания и развития ФЯУ МИФИ Концепция развития ФЯУ МИФИ рассмотрена и в целом одобрена на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Разработан проект Программы создания и развития Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на годы.

8 Стратегическая миссия Университета В условиях ренессанса атомной отрасли и ее геополитического значения подготовка кадров окажет влияние на экономику России и значительного числа стран. Ежегодная потребность в молодых квалифицированных кадрах всех уровней в России составляет от до человек. Комплекс мер по повышению конкурентоспособности и ускорению инновационного развития регионов путем реализации программ воспроизводства кадров, интеграции науки, образования и производства, внедрения новых инновационных технологий. Системные эффекты на уровне регионов: ускорение социально- экономического развития, преодоление социальных рисков; кадровое воспроизводство высокотехнологичных предприятий, расположенных в регионах.

9 Структура Программы 1.Основные предпосылки и обоснование создания НИЯУ МИФИ. 2.Объединенный потенциал НИЯУ МИФИ. 3.Цель и задачи НИЯУ МИФИ, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели. 4.Мероприятия Программы. 5.Финансовое обеспечение Программы создания и развития НИЯУ МИФИ на годы. 6.Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы.

10 Задачи создания НИЯУ МИФИ Модернизация образовательной деятельности с учетом специфики ядерного образования, особенностей развития регионов и регионально- отраслевых потребностей в квалифицированных кадрах. Модернизация научно-инновационной деятельности на основе интеграции науки и образования как внутри Университета, так и с ведущими научными центрами атомной отрасли. Развитие инфраструктуры и совершенствование материально-технической базы университета с учетом системы многоуровневой подготовки кадров. Создание системы управления сетевого территориально-распределенного университета на основе современной инфокоммуникационной среды в рамках единого образовательного пространства. Развитие кадрового потенциала на основе многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров для атомной отрасли и обеспечения стратегического партнерства с бизнес-сообществом.

11 Мероприятия Программы Блок1. Блок1. Кадровое обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы Блок 2. Блок 2. Научно-инновационное развитие Университета Блок3. Блок3. Формирование единого образовательного пространства в сетевом регионально-распределенном Университете. Блок4. Блок4. Управление реализацией Программы.

12 Блок 1. Кадровое обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы. Мероприятие 1.1. Реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по профильным специальностям Университета. Мероприятие 1.2. Реализация образовательных программ среднего и начального профессионального образования по профильным специальностям, профессиям рабочих и должностям служащих, подготавливаемых Университетом. Мероприятие 1.3. Разработка и модернизация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по профильным специальностям Университета. Мероприятие 1.4. Разработка и модернизация образовательных программ среднего и начального профессионального образования по профильным специальностям, профессиям рабочих и должностям служащих, подготавливаемых Университетом.

13 Блок 1. Кадровое обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы. Мероприятие 1.5. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников атомной отрасли и других высокотехнологичных секторов экономики. Мероприятие 1.6. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно- хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного персонала Университета. Мероприятие 1.7. Развитие интегрированной образовательно-научной среды Университета. Мероприятие 1.8. Международное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг. Мероприятие 1.9. Профессионально-ориентационная работа с одаренными школьниками. Подготовка школьников к поступлению в Университет и формирование позитивного образа профессиональной деятельности. Мероприятие Приобретение учебно-лабораторного, учебно- научного и учебно-производственного оборудования.

14 Владение нормами и правилами профессиональной деятельности в ядерной сфере (базовая естественнонаучная и инжиниринговая подготовка). Умение работать на всех этапах жизненного цикла техники, разрабатывать и внедрять новые технологии. Владение методами проведения компьютерных и натурных экспериментов и оценки достоверности данных. Владение проектированием и аналитикой, готовность к принятию решений и способность к управлению проектами. Умение решать многофакторные оптимизационные задачи инновационного развития. Профессиональная компетентность в области информационных технологий. Умение учить и учиться, работать в коллективе, управлять людьми, взаимодействовать со специалистами из смежных областей. Умение работать в международных проектах, уверенное владение иностранным языком. «Портрет» выпускника НИЯУ МИФИ (базовые компетенции)

15 Основные принципы и формы реализации образовательных программ в рамках единого образовательного пространства кредитно-модульная система организации обучения; использование компетентностного подхода, формирование требований к содержанию учебных программ на основе согласованных с требованиями работодателей компетенциями; междисциплинарный подход, усиливающий роль естественно - научной, профессиональной и информационно-аналитической подготовки; гибкость, позволяющая оперативно менять программы обучения и учебные планы при изменении требований работодателя; мобильность преподавателей и студентов (мобильные бригады, общие базы практики и лабораторные центры) повышение роли дистанционного обучения

16 Блок 2. Блок 2. Научно-инновационное развитие Университета Мероприятие 2.1. Проведение фундаментальных научных исследований. Развитие научно-педагогических коллективов Университета мирового уровня. Мероприятие 2.2. Проведение прикладных научных исследований. Инновационная деятельность Университета. Мероприятие 2.3. Приобретение уникального учебно-научного оборудования. Мероприятие 2.4. Организация и проведение Университетом всероссийских и международных научных конференций. Создание и развитие научных журналов с высоким уровнем импакт-фактора.

17 Основные направления научных исследований Перспективные технологии атомной энергетики и ядерного топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах, замкнутый топливный цикл, реакторы малой мощности, высокотемпературные реакторы, водо-водяные реакторы со сверхкритическими параметрами, разделение изотопов и обогащение урана, термоядерный синтез и другое). Инновационные технологии (сверхпроводники, нанотехнологии, чистая вода, медицинская техника и радиофармпрепараты и другое). Фундаментальные исследования (физика ядра и элементарных частиц; физика взаимодействия электромагнитного излучения, электронов и нейтронов с веществом; квантовая физика наноструктур; физика высоких плотностей энергий и экстремального состояния материи; физика плазмы и другое)

18 Блок3. Блок3. Формирование единого образовательного пространства в сетевом регионально-распределенном Университете. Мероприятие 3.1. Создание структуры единого образовательного пространства и обеспечения системы функционирования сетевого регионально- распределенного Университета. Мероприятие 3.2. Развитие инфраструктуры имущественного комплекса Университета.

19 Программы многоуровневого образования Функционирование Университета как сетевого регионально- распределенного образовательного научно-исследовательского комплекса Создание единого научно- образовательного пространства Эффективное управление университетом Развитие дистанционного обучения

20 Единое образовательное пространство в рамках сетевого регионально- распределенного Университета способствует: повышению качества подготовки специалистов; сокращению разрыва между уровнями образования в центральных и региональных учебных заведениях. Является основой сетевого пространства профессионального общения, необходимого для разработки инновационных образовательных программ и продвижения программ совместных научных исследований и инновационной деятельности, организации дистанционной подготовки и переподготовки ППС, выполнения в дистанционном режиме подготовки специалистов по заказам предприятий.

21 Для образовательного центра с широкой географией требуется максимальное внедрение технологий дистанционного обучения, в том числе, поддерживающих индивидуальные траектории обучения, и позволяющих повысить эффективность обучения вне зависимости от местонахождения обучаемых и местонахождения преподавателя. Система дистанционного обучения опирается на опережающее развитие электронных образовательных ресурсов, формирование специализированных порталов и электронных библиотек, включая новые типы электронных версий учебно-методических материалов и образовательных модулей, сетевой комплекс учебных лабораторий и баз практики, позволяющих создать единую учебно-методическую базу материалов с доступом к ним независимо от географического расположения структурных подразделений Университета.

22 Эффективная система управления Университетом, как сетевым регионально-распределенным учебно-научным комплексом, требует создания сетевой инфраструктуры, включающей в себя: информационные системы управления образовательными и обеспечивающими процессами; системы управления интеллектуальными ресурсами, программами и проектами; системы мониторинга и прогнозирования; системы менеджмента качества; системы видеоконференцсвязи.

23 Блок4. Блок4. Управление реализацией Программы. Мероприятие 4.1. Реализация государственного заказа при выполнении мероприятий Программы, организационно- техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур. Мероприятие 4.2. Аналитическое обеспечение реализации Программы. Мероприятие 4.3. Создание системы менеджмента качества Университета.

24 Системные эффекты от создания НИЯУ МИФИ НИЯУ МИФИ окажет системное влияние на развитие: ядерного энергетического, ядерного оружейного комплексов, комплекса ядерной и радиационной безопасности, научно-технологического комплекса России, их эффективное кадровое обеспечение; социальной сферы и экономики регионов России, экономических и социальных предпосылок для политической стабильности и устойчивого развития регионов и страны в целом; профессионального образования за счет применения инновационных образовательных технологий, согласования потребностей предприятий, интересов университета и бизнес-структур.

25 Сроки и этапы реализации Программы 1.Создание Университета ( гг.). 2.Завоевание Университетом лидирующих позиций в российском и укрепление позиций в мировом научно-образовательном пространстве (2011– 2012 гг.). 3.Завоевание Университетом позиций в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве (2013–2015 гг.). 4.Закрепление позиций в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве (2016–2017 гг.).

26 Конкурентоспособность НИЯУ МИФИ Создана мощно развивающаяся ГК «Росатом» - весомая часть энергетического комплекса России. Существует гарантированный заказ отрасли на подготовку кадров. В подготовку кадров будут вложены значительные внебюджетные средства ГК «Росатом». Существует масштабный запрос на экспорт образовательных услуг со стороны дальнего и ближнего зарубежья. Большое число высококлассных ученых и специалистов, готовых участвовать в образовательном процессе, сосредоточено в регионах.