Тарифная политика в сфере электроэнергетики Алматы Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
Основные направления тарифной политики - увеличение количества СЕМ, работающих по инвестиционным тарифам; - контроль за исполнением инвестиционных обязательств. - введение диф. тарифов на электроэнергию и воду в зависимости от объемов ее потребления; - ликвидация сверхнормативных и снижение нормативных потерь. Энергосбережение Инвестиционная привлекательность регулируемого сектора Ресурсосбережение - оптимизация норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии; - оптимизация административных расходов. Слайд 1
Поправки в законодательстве вступившие в силу с 31 марта 2010 г 1.Введение дифференцированных тарифов на воду в зависимости от объема потребления для населения в целях энергосбережения. 2.Гибкое ценовое регулирование доминантов 3.Введение метода сравнительного анализа для утверждения тарифов РЭК, с созданием стимулов для улучшения показателей эффективности РЭК Слайд 2
Электроэнергетика: сектор генерации (АРЕМ не регулируется) Результат реализации политики «тариф в обмен на инвестиции»: 2009 год - инвестиции в генерацию на сумму порядка 65 млрд.тенге 2010 год - ожидаемый объем инвестиций - 85 млрд.тенге Слайд 3 Подготовлены предложения в законодательство: - по открытости соглашений и публичности обязательств эл.станций; - по гарантиям вложения инвестиций, обязанностью снижения цен и возвратом средств потребителей и установлению административной ответственности; - по соответствию объема инвестиций уровню тарифа
Сектор передачи и распределения электроэнергии: динамика количества инвестиционных тарифов РЭК Объем инвестиций: 2008 г. – до 4,1 млрд. тенге; 2009 г. – до 43,7 млрд.тенге; годы объем инвестиций в эл. сети только за счет тарифа составит 90,2 млрд. тенге С 2013 года будет применяться новый метод сравнительного анализа для расчета тарифов РЭК (рекомендован ЕБРР). Слайд 4
Цены на электроэнергию в некоторых странах Слайд 5 Цены/кВтч (с НДС)
– введены во всех регионах Казахстана от 3 до 5 раз Снижение ночного тарифа составляет от 3 до 5 раз по сравнению с действующим средним тарифом Эффект - 1,1 млрд.тенге РЕЗУЛЬТАТЫ - экономия электроэнергии около 150 млн.кВт.ч; - экономия топлива – около 30 тыс. тонн угля (500 вагонов); - снижение выбросов загрязняющих веществ (зола порядка 13,5 тыс.тонн); - экономия средств потребителей на сумму около 2,1 млрд.тенге; - возможность выбора тарифного плана. По зонам суток В зависимости от объемов потребления Дифференцированные тарифы на электроэнергию -завершается работа по внедрению во всех регионах Республики Казахстан. Потенциальный эффект от внедрения диф.тарифов порядка 1 млрд.тенге Цель: экономия электроэнергии, сдерживание инфляции Слайд 6
План действий по внедрению дифференцированных тарифов по объемам потребления электроэнергии 2009 г. – внедрение дифференцированных тарифов в зависимости от объемов потребления: 1 уровень - до 90 кВт/ч чел в мес. 2 уровень - свыше 90 кВт/ч чел в мес. 2010г. – подготовка к внедрению 3 уровня дифференциации - к примеру свыше 180 кВт/ч чел в мес гг. – внедрение 3 уровня дифференциации Слайд 7
Дифференцированные (ступенчатые) тарифы на электроэнергию в зарубежных странах Дифференциация (ступени) объем потребления, кВтч тенге/кВтч 1. Китай (на семью), (население - 1,328 млрд. человек) 1.1. г. Шанхай первый этап60 12,26 второй этап61 до 10013,34 третий этапот 101 до 15013,99 четвертый этапот 151 и более15, г. Гонконг первый этап 15014,83 второй этапот 150 до 1000 третий этапсвыше , г. Ханчжоу первый этап5012,26 - в пиковое время 6,22 - в обычное время второй этапот 50 до 20012,91 - в пиковое время 6,87 - в обычное время третий этапот 200 и более13,77 - в пиковое время 8,38 - в обычное время 2. Япония (население млн. человек) 1-й уровеньдо 12025,83 2-й уровеньот 120 до 30033,78 3-й уровеньот 300 квт и более35,77 Слайд 8
Дифференцированные (ступенчатые) тарифы на электроэнергию в зарубежных странах (продолжение) 3. Египет (население - 81,7 млн. человек) 1-й уровень501,33 2-й уровень от 51 до 2002,216 3-й уровеньот 201 до 3502,937 4-й уровень от 351 до 6504,005 5-й уровеньот 651 до 10005,607 6-й уровеньболее 10006, ОАЭ (население - 4,8 млн. человек) Жилой / Коммерческий зеленый ,09 желтый ,86 оранжевый ,48 красный6 001 и выше13,54 Индустриальный зеленый ,09 желтый и выше13,54 6. Республика Казахстан (население - 16,1 млн. человек) г. Астана 1-й уровеньдо 907,34 2-й уровеньсвыше 909,38 Слайд 9
Объем инвестиций: 2008 г – до 1,8 млрд. тенге; 2009 г – до 11,8 млрд.тенге; г млрд.тенге включая бюджетные инвестиции в ТЭЦ и теплосети объем инвестиций в тепловые сети за счет тарифа составит 12,3 млрд. тенге Сектор передачи тепловой энергии - динамика количества инвестиционных тарифов Слайд 10
Оснащенность приборами учета тепла Текущая ситуация (по состоянию на 1 сентября т.г.): 32% - оснащенность общедомовыми ПУ тепла в среднем по республике Пути решения: потребителей, имеющих ПУдля потребителей, не имеющих ПУ. - внесение изменений в законодательство о естественных монополиях и регулируемых рынках, предусматривающие утверждение отдельных тарифов для потребителей, имеющих ПУ и для потребителей, не имеющих ПУ. Слайд 11 Основные проблемы по ПУ: тенге 1. Высокая стоимость ПУ тепла: от 180 тыс. тенге до 260 тыс. тенге («ВКТ-7», «КМ- 5») + стоимость установки ПУ от 150 тыс. тенге до 200 тыс. тенге; 2. Отсутствие заинтересованности потребителей в установке ПУ.
Результат реализации политики «тариф в обмен на инвестиции»: 2009 год - инвестиции в генерацию на сумму порядка 65 млрд.тенге 2010 год - ожидаемый объем инвестиций - 85 млрд.тенге Слайд 12 Подготовлены предложения в законодательство: - по открытости соглашений и публичности обязательств эл.станций; - по гарантиям вложения инвестиций, обязанностью снижения цен и возвратом средств потребителей; - по соответствию объема инвестиций уровню тарифа Нормотворческая деятельность
3. Проведение подготовительной работы по внедрению в практику регулирования РЭК метода сравнительного анализа Срок реализации гг. Внедрение тарифов с г 1. Увеличение количества СЕМ, работающих по инвестиционным (средне- и долгосрочным) тарифам. К 2020 г перевод всех СЕМ на работу по инвестиционным тарифам 2. Реализация мероприятий по энергосбережению в части оптимизации нормативных и ликвидации сверхнормативных потерь, пропаганда энергосбережения К 2014 году полная ликвидация сверхнормативных потерь электро, теплоэнергии и воды с экономическим эффектом на сумму свыше 13,5 млрд.тенге. К 2020 году - по теплу – 17 %, по воде – 15, по электроэнергии -12 % с экономическим эффектом на сумму более 16 млрд. тенге Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 г, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от г. 922 Основные задачи АРЕМ Слайд 13
Спасибо за внимание!