Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о.
Advertisements

Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
Информация главная второстепенная та, без которой не был бы понятен авторский замысел (ключевые слова) та, без которой не был бы понятен авторский замысел.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Упр. 178 с. 91. Прочитайте текст К какому стилю речи относится текст? Публицистический. Какой тип текста?(описание, повеств., рассужд.) Рассуждение. К.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
В рамках подготовки к ОГЭ (9 класс) «Обучение сжатому изложению»
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Вариант 9 Напишите сжатое изложение по тексту Е.Линд (Сделайте компрессию текста). Помните: объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Известны три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение. В этой статье я расскажу о первом способе сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИИ. При.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Вариант 6. напишите сжатое изложение по тексту Д.С. Лихачева ( Сделайте компрессию текста). Помните :объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Транксрипт:

Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица.

- отобрать основное содержание текста; - выделить главное в тексте; -исключить второстепенное; -найти факты, которые можно обобщить, выразить более кратко; - заменять синтаксические конструкции синонимичными; - соблюсти связность текста.

- основное содержание текста; - общий смысл (тема, идея) текста; - главные мысли основных микротем (абзацы), которые развивают тему речи. связность текста: - последовательность мыслей; -связь предложений. отразитьсохранить

Ключевые фразы – аргументы автора. Основные детали, выражающие авторскую позицию, основную мысль текста.

Приёмы сжатия текста. исключение обобщение замена - второстепенная информация; - избыточная информация. - подробности; - перечисление фактов. - синтаксические синонимы.

Языковые приёмы сжатия. исключениеобобщениеупрощение -повторы; - многословие; -синонимы; -вводные слова; -уточняющие, пояснительные конструкции; -фрагменты предложения; -риторические вопросы, восклицания. - однородных членов обобщающим словом; -замена гипонима пиронимом (видо-родовые понятия); - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. -замена части текста одним предложением; -замена СПП простым предл-м; - замена прямой речи, диалога косвенной речью; -придаточные части СПП – причастным и деепричастным оборотами; - замена части предложения указательным местоимением.

Тренинг. Исключить избыточную информацию (написано курсивом), выразить мысль обобщённо. Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. Он есть у тебя так же, как есть мать, родина, небо над головой, воздух, которым дышишь.

Проверь себя! Я ощущаю его сердцем, он есть у меня как мать, как родина, как небо над головой. Какие получились варианты?

Тренинг Исключить поясняющие примеры (написано курсивом). Москва бесконечно разнообразна. На её сверкающие, оживлённые улицы спешишь, когда на душе радостно и хочешь побыть среди людей. В старинные задумчивые переулки её идёшь, когда хочется поразмыслить о чём- нибудь. Остаться наедине с собой. Эта Москва задумчива, есть в ней переулки пушкинских и лермонтовских времён. Сохранились до сих пор дома, где бывали великие русские поэты, писатели, композиторы, художники. Сохранились уголки литературной и театральной Москвы прошлого. Это - живая история, культура и гордость наша.

Какие получились варианты? Проверь себя! Здесь и сверкающие, оживлённые улицы, и старинные задумчивые переулки. Здесь сохранились дома пушкинских и лермонтовских времён, уголки литературной и театральной Москвы прошлого.

Тренинг Сократить текст за счёт замены прямой речи косвенной (выделено курсивом). /Проследите за употреблением личных местоимений/. …На реке надо всегда прислушиваться ко всяческим звукам. Грозы налетают как-то исподтишка, внезапно. Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал бакенщик и крикнул: - Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон – за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь. -Чья изба? – спросил я.- До тех пор я что-то её не замечал. -Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю. Трудная в обращении фамилия. Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист…

Какие получились варианты? Проверь себя! Он предупредил меня, что приближается гроза и посоветовал укрыться в избе, которая стояла в лесу. От бакенщика я узнал, что эта изба принадлежала музыканту Святославу Рихтеру.

Проверь себя! Переходим к самостоятельной работе. Успехов!