1 Федеральное государственное унитарное предприятие ОКБ «Гидропресс» В.П. Семишкин, В.В. Пажетнов, Е.А. Фризен, ФГУП ОКБ "ГИДРОПРЕСС", Подольск, В.Д. Локтионов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка расчетной модели для исследования перемешивания потоков с различной концентрацией бора на модели реактора ВВЭР-1000 с использованием программного.
Advertisements

Программы поддержки инженерных расчетов Введение.
1 Авторы В.В. Макаров, А.В. Афанасьев, И.В. Матвиенко, Г.В. Моторнов, В.В. Ляшенко, М.А. Леонов ФГУП ОКБ «Гидропресс», Подольск, Дроздов Ю.Н., Савинова.
ОПТИМИЗАЦИЯ СПЛАВА Э110 ДЛЯ ОБОЛОЧЕК ТВЭЛОВ ВВЭР-1000 В.А. Маркелов, В.В. Новиков, М.М. Перегуд, В.Ф. Коньков, В.Н. Шишов, А.А. Балашов ФГУП ВНИИНМ им.
А.Н.Чуркин, В.Е.Нечетный, В.В.Пажетнов, В.А.Мохов, И.Г.Щекин Особенности реализации процедуры «подпитка-сброс» на блоке 5 НВАЭС и ее расчетное обоснование.
Сравнение теплогидравлических характеристик ТВС реакторов типа ВВЭР и PWR на основе экспериментов В.В.Большаков, Л.Л.Кобзарь, Ю.М.Семченков РНЦ «Курчатовский.
Разработка трехмерной конечно-элементной динамической модели ВКУ ВВЗР-1000 для обоснования прочности при сейсмических нагрузках В.В.Абрамов Л.А.Лякишев.
НТС ФГУП ОКБ "Гидропресс"1 Докладчик: Cемишкин В.П., Богачев А.В. Проведение расчетов напряженного состояния оборудования РУ МКЭ в рамках создания системы.
XIX ежегодная международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов «РАДИОЭЛЕКТРОНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭНЕРГЕТИКА» ПРИМЕНЕНИЕ ИНДУКЦИОННОГО.
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗРУШЕНИЯ ОБРАЗЦОВ КАМЕННОЙ СОЛИ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА СЖАТИЕ.
МНТК "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР", Подольск, Россия, АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ "СБРОС-ПОДПИТКА" ПРИ ЗПА "МАЛАЯ ТЕЧЬ С ОТКАЗОМ САОЗ ВД"
2006 IX конференция пользователей MSC | 25 – 26 Октября, 2006 | Москва, Российская Федерация Расчетно-экспериментальное моделирование работы вытеснительной.
1 Новая математическая модель линейной регрессии между двумя физическими величинами с учетом их случайных погрешностей Щелканов Николай Николаевич г. Томск.
Усовершенствованная сепарационная система ПГВ-1500 Авторы: Н.Б. Трунов, В.В. Сотсков, А.Г. Агеев, Р.В. Васильева, Ю.Д. Левченко 5-я Международная научно-техническая.
Отжиг деформированного нейзильбера, содержащего свинец.
1 Визуализация процесса распространения трещины при компьютерном моделировании с использованием программы MSC.Nastran for Windows Юшин В.Д., Воронин С.В.,
Воронцов В.А., Устинов С.Н. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБЛИКА ВЕНЕРИАНСКОГО СПУСКАЕМОГО АППАРАТА ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ ЗАО « Проектнефтегаз.
Системы безопасности АЭС с реактором ВВЭР-1000 Сергей Александрович Беляев Томский политехнический университет Теплоэнергетический факультет Кафедра Атомных.
Российская конференция пользователей систем MSC | октября 2006 г. | Москва Анализ долговечности тележки вагона метро с применением программных продуктов.
Транксрипт:

1 Федеральное государственное унитарное предприятие ОКБ «Гидропресс» В.П. Семишкин, В.В. Пажетнов, Е.А. Фризен, ФГУП ОКБ "ГИДРОПРЕСС", Подольск, В.Д. Локтионов, МЭИ, Москва ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОРПУСА ВВЭР В ТЯЖЕЛОЙ АВАРИИ 2007

2 АЭС-2006 Управление запроектной аварией для предупреждения ее опасного развития и ограничения последствий, включая аварию с тяжелым повреждением или плавлением активной зоны. АЭС Белене EUR: in-vessel debris cooling The Designer shall evaluate the possibility that the design can support a technical demonstration that, while collected in the vessel bottom, the molten core can be cooled by external flooding of the vessel walls and the vessel structure is not breached by the corium at any stage of the accident.

3 Исследовательские программы VIP - Vessel Investigation Project (OECD). LHF and OLHF Projects (Sandia, USA). CORVIS-PSI (Switzerland) FOREVER - experiments (the Royal Istitute of Technology, Sweden). INVECOR – CEG – SAM project (Kurchatov, Kazakhstan) и др.

4 Постановка задачи В процессе тяжелой аварии (ТА) в реакторах типа ВВЭР при длительной потере охлаждения активной зоны (АЗ) возможно перемещение и накопление расплавленных фрагментов АЗ в нижней части корпуса реактора. В этом случае корпус реактора играет роль основного барьера на пути распространения радиоактивных материалов за его пределы, а характер его деформирования и разрушения определяющим образом влияет на протекание последующих фаз ТА. Поэтому, анализ целостности корпуса реактора в условиях ТА, когда происходит частичное или полное разрушение активной зоны (АЗ), является ключевым при обосновании безопасности РУ с ВВЭР и, в частности, при исследовании возможности внутриреакторного удержания расплава разрушенных материалов активной зоны («in–vessel» проблема). Взаимодействие расплавленных фрагментов АЗ с корпусом реактора при ТА представляет собой достаточно сложный процесс, сопровождаемый нагревом и плавлением стенки корпуса, а нагрев корпусной стали свыше С приводит к существенному снижению ее прочностных характеристик и доминированию деформаций ползучести при ее деформировании.

5 Математическая модель

6 Рис. 1 – Схема оплавления полюса днища корпуса ВВЭР–440

7 Рис. 2 – Схема оплавления цилиндрической обечайки корпуса ВВЭР–440

8 Рис. 3 – Зависимость времени разрушения ( ) корпуса ВВЭР–440 от величины избыточного давления (P) при различных значениях температуры внешней поверхности (T), минимальной остаточной толщины (dH) и размера зоны оплавления (S) днища корпуса ч P, МПа

9 Рис. 4 – Зависимость вертикального перемещения днища (dZ) корпуса ВВЭР– 440 от величины избыточного давления (P) при различных значениях температуры внешней поверхности (T), минимальной остаточной толщины стенки (dH) и размера зоны оплавления (S) днища корпуса P, МПа dZ, мм

10 Рис. 5 – Зависимость времени разрушения ( ) корпуса от величины избыточного давления (P) при различных значениях температуры внешней поверхности (T), остаточной толщины (dH) и размера зоны оплавления (dH) стенки корпуса P, МПа ч

11 Рис. 6 – Зависимость вертикального перемещения днища (dZ) корпуса ВВЭР– 440 от величины избыточного давления (P) при различных значениях температуры внешней поверхности (T), минимальной остаточной толщины (dH) и размера зоны оплавления (dH) стенки корпуса P, МПа dZ, мм

12 Рис. 7 – Зависимость времени разрушения корпуса ВВЭР–440 от величины избыточного давления (P), температуры внешней поверхности (T), остаточной толщины (dH) и размера зоны оплавления днища (схема «Dno») и цилиндрической стенки (схема «Stenka») P, МПа ч

13 Рис. 8 – Зависимость вертикального перемещения днища корпуса ВВЭР–440 от величины избыточного давления (P), температуры внешней поверхности (T), остаточной толщины (dH) и размера зоны оплавления днища (схема «Dno») и цилиндрической стенки (схема «Stenka») P, МПа dZ, мм

14 Выводы 1) С точки зрения продолжительности сохранения целостности корпуса при ТА наиболее критичным оказался случай, когда зона максимального оплавления находится на цилиндрической части корпуса. В этом случае, с увеличением температуры стенки корпуса значение времени до разрушения корпуса существенно превышает соответствующие значения для случая расположения зоны оплавления на днище корпуса; 2) температура внешней поверхности стенки корпуса определяющим образом влияет на время, в течение которого корпус сохраняет целостность. Увеличение температуры внешней поверхности корпуса с 923 до 1073 К уменьшает время до разрушения в 1000 раз в случае расположения зоны оплавления на цилиндрической части корпуса, и более чем в 20 раз в случае оплавления днища корпуса;

15 3) увеличение избыточного давления в корпусе от 0.2 до 1 МПа приводит к уменьшению времени до разрушения корпуса в ~1000 раз; 4) целостность корпуса на временной базе 10ч при температуре внешней стенки корпуса не выше 1073 К в случае оплавления цилиндрической части корпуса с остаточной толщиной не менее 15 мм можно обеспечить при уровне избыточного давления не выше 0.3 МПа. В случае расположения зоны оплавления на днище корпуса величина уровня давления в корпусе не должна превышать 0.6 МПа при этих же условиях; 5) величина вертикального перемещения днища корпуса в случае оплавления днища корпуса в ~1.53 раза превышает соответствующий показатель для случая расположения зоны оплавления на цилиндрической части корпуса.

16 Вертикальное перемещение днища при его оплавлении варьируется в диапазоне мм, причем, большие значения этого показателя соответствуют более высоким значениям температуры стенки корпуса. С увеличением размеров зоны оплавления величина вертикального перемещения днища корпуса имеет тенденцию к увеличению;

17 Постановка задач новых исследований (1) 1.Выполнение расчетов по выбору и обоснованию аварийных сценариев тяжелой аварии. 2.Разработка программ испытаний масштабных моделей корпусов. 3.Разработка и создание экспериментальной установки для испытания масштабных моделей (до ~1:5) нижней части корпуса ВВЭР в условиях, соответствующих ТА в ВВЭР. Изготовление масштабных моделей нижней части корпуса ВВЭР. Материал и технология изготовления моделей, а также их термообработка должны соответствовать условиям аналогичным при производстве штатных корпусов ВВЭР. 4.Проведение масштабных экспериментов на моделях корпуса ВВЭР в условиях высокотемпературного нагрева и ползучести корпуса.

18 Постановка задач новых исследований (2) 5.Математическая обработка и анализ масштабных экспериментов, выполнение численных пред- и пост- тестовых прочностных анализов масштабных экспериментов с моделями корпуса с помощью отечественных кодов ATM-VVR и известными коммерческими кодами MSC.Marc, ANSYS/Mechanicall, MELCOR, RELAP/SCDAP. 6.Испытания на ползучесть образцов корпусной стали ВВЭР на временной базе свыше 30 часов при температуре свыше от 700 о С до 1300 о С с целью получения данных для уточнения определяющей модели ползучести и кратковременных механических характеристик этой стали, а также для построения уравнений механического состояния в связанной постановке.

19 Постановка задач новых исследований (3) 7.Построение уравнений механического состояния материала корпуса реактора по результатам высокотемпературных испытаний образцов. 8.Выполнение численных пред- и пост-тестовых расчетов термического и деформированного состояния моделей корпуса ВВЭР при развитии ТА с помощью термомеханических расчетных кодов MSC.Marc и ANSYS/Mechanical.

20 Спасибо за внимание